Амстердам похож на открытый музей, на улицах которого приводят в восторг гевелстенен, каменные таблички с резными фигурками на фасадах домов, использовавшиеся со второй половины 16 века до 18 века, чтобы правильно сориентировать пешеходов.
В старом Амстердаме улицы не имели названий и номеров, а идентифицировались гевелстенен. Дословно слово «гевелстенен» однозначно перевести сложно, «каменные таблички» (как указано в каталоге Рейксмюзеум) или «от фасада», возможно, «стенной камень» будет точнее. В любом случае, безотносительно точного перевода, Гевелстенен, очаровательная особенность городской ткани Амстердама, помимо функциональной цели (в прошлом) являются прекрасным украшением домов. Каменные таблички можно найти ещё в Брюсселе, Лилле, Копенгагене, Бергене…
В Нидерландах находится примерно 2500 гевелстенен, из них 850 – в Амстердаме, 250 – в Маастрихте. В сегодняшние дни редко какие «гевелстенен» не находятся в музеях, в Амстердаме на зданиях можно увидеть меньше 50 экземпляров. Почти все сохраняются Друзьями Амстердамских Гевелстенен.
Первоначально гевелстенен представляли кирпич, окрашенный в разные цвета, многие кирпичи имели цветовой код, «зашифрованный» в надписях – Красный Лев, Белый Слон, Черная Лошадь и тому подобное, обозначая символ дома и геральдические цвета.
Обычно каменные таблички объединяют изображение с подписью иногда только дату. Они находятся примерно в четырех метрах от земли, с надписями, специальными знаками, рассказывающими о владельце дома, о роде его занятости. Например, пекарня на Эрсте Тёйндварсстарт, 19. На табличке пекарь помещает хлеб в духовку, слева помощник готовит тесто на столе, на котором также находятся весы. Другие названы в честь известных людей (король Богемии Фредерик V на Эгелантирсграхт 153-15) или далеких торговых мест назначения (например, Кёнигсберг). Есть гевелстенен, изображающие святых, служащие как талисманы, в надписях цитаты из Священного Писания.
Гапер, каменная голова «зевака», которая использовалась, чтобы указать, что здание является аптекой.
Гапер на Херенстрат, 7 является фаворитом у жителей Амстердама. У гапер рот широко открыт, что означает приготовиться глотать пилюлю. В прошлые времена большинство местных лекарств готовили из специй, корений, растений, привезенных из экзотических стран, поэтому гапер, как правило, изображалась темнокожим мужчиной в тюрбане. Существующие «гапер» в Амстердаме почти все «мавры», хотя так было не всегда, более раннего происхождения, они сохраняются в настоящее время в музеях, показывают белокожие голландские лица.
Согласно одной легенде, гапер был помощником бродячего аптекаря и помогал продавать лекарство. На рынке он перед собравшимися зеваками глотал таблетки и разыгрывал моментальное выздоровление и начинал танцевать, говоря, что болезнь его преследовала уже много недель. Когда аптекари стали открывать магазинчики или аптеки, символ «гапер» на их фасадах, часто изображенного с таблеткой на языке, свидетельствовал, что это дом фармацевта.
В самом центре, на углу площади Дам и улицы Дамрак, где находится банк ABN AMRO, красивая каменная табличка начала семнадцатого века изображает святого Николая, покровителя Амстердама, на фоне пейзажа с церковью. Несколько необычно, что столь почтенный человек изображен без бороды. Рядом со святым Николаем деревянная кадка, в ней находятся трое голых детей, которых святой благословляет. Согласно позднесредневековой легенде, архиепископ Мир Ликийских узнал о гостинице, где повар убивал детей и кормил людским мясом постояльцев. Николай обнаружил в подвале кадку с засоленными телами трех мальчиков. Одного епископского благословения было достаточно, чтобы вернуть их к жизни.
На Бетаниэнстрат можно увидеть несколько каменных табличек, среди них одна с изображением евангелиста Луку с быком (Бетаниэнстрат, 16) его иконографическим символом, другая Марка – со львом. Вообще, тема четырех евангелистов была весьма распространена. Известно, что Матфей с ангелом и Иоанн со львом также находились по соседству. Иконография, как понятно, католическая, вспомнить, что Амстердам являлся протестантским городом. Хотя людей, принадлежащих другим религиям, не беспокоили, правда, не разрешали им публично молиться.
Надо признать, что традиция гевелстенен в Амстердаме жива и появляются новые каменные таблички, ознаменовывающие какие-то сегодняшние события, например, введение евро – каменная табличка под названием «де эрсте эн де латсте» (первый и последний гульден).