Самым знаменитым праздником, который празднуется на всем протяжении Гоа весело, радостно, красочно, шумно, энергично является фестиваль Шигмо, Шигмотсав. По существу это народный фестиваль и отмечают его не только в Гоа, но и в других частях Индии. Только известен он под разными наименованиями. На севере – Холи, в Бенгалии и Ассаме – Долаятра, на юге – Камадахан, в Махараштре – Шимга или Холи.
Происхождение фестиваля Холи прослеживается в разных пуранических легендах. Он упомянут в санскритской драме седьмого столетия «Ратнавал».
Изначально Шигмо/Холи являлся весенним фестивалем, праздновавшим время возрождения природы, время надежд, связанными с будущими урожаями. С определенного времени в праздник были включены индуистские легенды, которые и формируют сценарий фестиваля.
Главная фестивальная традиция связана с историей возвышенного преданного богу Вишну индуистского святого по имени Прахлада («радость», «восторг»). Он был сыном (или братом) могущественного асуры Хираньякашипу, получившего в дар от Брахмы неуязвимость. Хираньякашипу смог подчинить себе все три мира и считал себя выше богов, только Прахлада отказывался почитать отца (или брата) как самого главного во Вселенной.
Хираньякашипу ненавидел Прахладу за его благочестие и неустанное восхищение миром, созданным Вишну. Много раз Хираньякашипу пытался избавиться от Прахлады, напуская на него змей, травя ядом, пытаясь растоптать слонами, обрушивая скалы и дворцовый потолок, проделывая дыры в лодках, чтобы утопить в Океане.
Предприняв очередную попытку убить Прахладу, Хираньякашипу призвал свою сестру Холику помочь ему. Холика обладала особым даром, она была неуязвима в огне. Хираньякашипу посадил её и Прахладу на ритуальный костёр в надежде, что огонь убьет Прахладу. Но Холика могла войти в огонь только одна, и она сгорела, тогда, как Прахлада скандировал имя Вишну и остался жив. Мораль истории - добро всегда побеждает над злом, и те, кто пытается мучить преданных Богу людей, будут уничтожены. Самого Хираньякашипу Вишну, придя на помощь Прахладе в облике Нарасимхи, человека-льва, растерзал когтями.Изображения Холики, сожженные на кострах в ночь перед наступлением полнолуния, олицетворяют разрушение злых сил.
Объясняют фестиваль и другой легендой - демоница Путана, «убийца младенцев», пытаясь отравить младенца Кришну, хотела накормить его грудью, но Кришна засосал её до смерти. Люди разрезали её тело на куски, кости похоронили, а плоть и кожу сожгли. Кто-то предпочитает вспоминать смерть индуистского бога любви Кама. Желая вызвать любовь Шивы к Парвати, Кама выстрелил в него своей стрелой, но за этот поступок Шива испепелил его взглядом третьего глаза.
В любом случае, достаточно доказательств того, что Шигмо/Холи очень древний фестиваль и корень его, прежде всего, в элементарной сущности человеческой природы, которой время от времени необходим выход для бурной энергии, освобождающий от тех табу, которые накладывает цивилизованность.
Фестиваль характеризуется многими элементами первичной оргии, праздновавшей плодородие, изобилие. Он как бы бросает вызов благовоспитанности, ханжеству, работая как социальный катарсис в массовом масштабе. Праздник прощания с зимой отмечается в день полнолуния в месяц Фалгун (февраль-март), последний месяц в году согласно индуистскому календарю. Фалгу на санскрите «красный порошок», что свидетельствует о веселье и шалостях. Женщины традиционно носят оранжевое сари, чтобы отпраздновать наступление месяца фалгун.
В Гоа Шигмо празднуют двумя способами Дхакто Шигмо (небольшой Шигмо) - сельскими жителями и Вхадло Шигмо (большой Шигмо) – грандиозно, полномасштабно, парадами, всеми вместе, кто живет или гостит в Гоа, главным образом в городах, начинается в день полнолуния и продолжается в течение пяти дней. Вообще Дхакто Шигмо вернее рассматривать как фестиваль народных песен и фольклорных танцев, в то время как Вхадло Шигмо празднуют в деревенском храме.
Дхакто Шигмо начинается с Наман или совместных песнопений и танцев деревенских жителей с Девятого Лунного дня до Дня полнолуния. Люди собираются в каком-нибудь месте, поют и танцуют под ритмы огромных барабанов (дхол и тасо). В прошлые времена считалось, что дух, Гаде падар, входит в эти дни танцоров. Танцы проводятся два раза - вечером и ночью. Существует традиция сбора денег, которые подают деревенские жители, после того как заканчивается вечернее «представление».
В течение этих дней потребляется только растительная пища. С одиннадцатого лунного дня до пятнадцатого лунного дня жители деревень, наряжаясь в самые красочные костюмы с праздничным настроением, носят дхваджа Вишну (знамя бога), бьют барабаны, играют на флейтах, танцуют вокруг Тулси Вриндаван.
Тулси Вриндаван находится в переднем дворике домов и представляет священный базилик в оригинально оформленной структуре (обычно из цемента), разных дизайнов и ярких цветов. Перед Тулси Вриндаван кладут кокосы, рис, монетки.
Действия во время Шигмо выражаются через три гуны (качества материальной природы) - саттва (гуна благости), раджас (гуна страсти) и тамас (гуна невежества). Практики могут отличаться от места к месту. Например, в Мардоле жители нескольких деревень собираются перед храмом Махаласа, чтобы всю ночь петь и танцевать.
Храм (один из самых знаменитых храмов в Гоа) посвящен богини Махаласа, в Гоа е рассматривают как Мохини, аватар бога Вишну, она упоминается «Махаласа Нараяни» и храм называется Шри Махаласа Нараяни. Он был перенесен в Мардол из Старого Гоа, чтобы избежать его разрушения во времена Португальской Индии. В конце ночи в каждой деревне недалеко от храма сжигают большое дерево манго, сделанное из бумаги, устраивая вокруг него большую кучу всяких деревянных предметов. Никто, каким бы не был бы костер сильным, не может подойти к священному костру в обуви. На рассвете люди отправляются домой, купаются, расслабляются за бокалом любимого напитка и отдыхают перед следующим днем, посвященном почитанию душ умерших.
Кульминационный момент - Рангпанчами. День радости и счастья. В разных местах его практикуют неодинаково, но основной функцией этого дня повсеместно является обильное использование «гулал», ароматного цветного порошка, его люди бросают друг в друга, плещут подкрашенной водой, что символизирует приветствие и самые добрые пожелания от всей души. В празднике участвуют все, и богатые и бедные, замужние дамы наряженные, в приподнятом настроении, угощают друг друга Халад кункум, фруктами и сладостями.