Каждый год в марте в Таиланде в городе Накхонсаван, расположенного примерно в 50 километрах от Бангкока, на территории Ват Банг Пра собираются тысячи мужчин, большинство из них сомнительной занятости, на церемонию Вай Кру (Почетного Учителя) или фестиваль Сак Янт (янтра-татуировок), «сак» (татуировка) и янтра («священный узор»).
Сак янт проводится по всей стране в храмах Бангкока, Аюттхая, городах Северного Таиланда, практикуется в других странах Юго-Восточной Азии, Камбодже и Лаосе, среди китайцев Сингапура, но самым известным с наибольшим количеством приверженцев, считается фестиваль в Ват Банг Пра.
Ритуалы представляют собой сложный синтез буддийских, индуистских, брахманских, анимистических воззрений. Последователи приходят отдать дань уважения своим духовным учителям и сделать татуировки, которые не просто татуировки, а магическая активация того, к чему стремятся верующие.
Мужчины с почтением и уважением ожидают своей очереди, пока монахи воспроизведут на их телах буддийские заклинания, внушающие страх образы. Бог-обезьяна Хануман, тигры, драконы, змеи, угри. Янтра-татуировка, которая ближе всего по смыслу может быть объяснена как физическое выражение молитвы, считается магической, по идее она должна даровать владельцу силу, защиту, удачу, даже сверхъестественные способности. Само изображение священно (не декоративно) и является символом веры и размышления. Снаружи много мужчин, сидящих на ковриках.
Вокруг статуи покойного настоятеля храма, Луанг Пхор Парн, почитаемого монаха, практиковавшего белую магию, устанавливается импровизированная сцена. Когда солнце поднимается, воздух начинает нагреваться, духи янтра-татуировки пробуждаются, побуждая человека войти в транс. Мастер церемоний призывает в микрофон: «если вы чувствуете, что входите в транс, пожалуйста, снимите рубашку и украшения!»
Кто-то из владельцев татуировок трясётся, другой рычит. Следующий корчится на земле, а когда друзья пытаются его удержать, он взмывает в воздух и принимает позу Ханумана. Следует предполагать, что в них вселился животный дух. Затем они прорываются вперёд толпы, в «образе» тигра, змеи, птицы, дракона (в зависимости от того, чей дух в них поселился), кричат, рычат, прыгают… Возможно, одновременно до тридцати-сорока человек.
Вначале их поджидают добровольцы, чтобы удержать и вернуть в чувства. После чего они кланяются статуе и возвращаются на свой коврик. Несмотря на кажущийся хаос, то, что воспринимается как массовая истерия и реальный потенциал для нанесения увечий, всё абсолютно контролируемо. Общая атмосфера, несмотря на огромное скопление людей, совершающих странные движения, полна благоговейного отношения к происходящему. Церемония завершается тем, что настоятель монастыря окропляет верующих, поднимающихся на сцену, святой водой.
Дизайн янтра отличается в зависимости от географического региона и культурных предпочтений. Так, в Камбодже и центральном Таиланде используют кхмерский рукописный шрифт. На севере Таиланда – шанский или Тай Лу рукописные шрифты, в Лаосе – лао там (там=надпись). Янтра появилась в Таиланде задолго до принятия буддизма, через кхмеров, магические заклинания изначально писались на ткани и были известны как янт пха. Во всяком случае, древние китайские источники свидетельствуют, что история янтра-татуировки восходить, по крайней мере, к 2000 до н. э
Содержание надписи является пали-заклинанием (магической формулой). К слову, можно вспомнить Анджелину Джоли, у неё на левом плече пали-заклинание, кхмерском шрифтом: «Пусть ваши враги бегут от вас. Если вы получили богатство, пусть оно останется вашим навсегда. Ваша красота пусть будет такой как красота Апсары. Всюду куда вы пойдёте, пусть многие последуют за вами, будут служить, и защищать, окружая со всех сторон». Очень популярна татуировка у военнослужащих в странах Юго-восточного региона. Многие тайские военные имеют «янтра-татуировку», напечатанную на служебной куртке, как средство защиты в возможном бою.
В Таиланде увидеть мужчин с одной или несколькими янтра-татуировками вполне обычно. Тайцы преданно верят в силы янтры и рассказано немало историй, в которых людей расстреливали в упор, но пули не могли пробить кожу или, попадая в ужасные аварии, владельцы янтра-татуировки оставался совершенно невредимыми.
Магический рисунок янтра-татуировок заимствуется для нанесения на ткани, изделия из металла. Их размещают у домашних алтарей, в автомобилях, как средство для защиты домочадцев, процветания и увеличения богатства, предостережения от опасностей и болезней.
Некоторые янтры были заимствованы и адаптированы из добуддийского шаманизма и анимизма и включены в тайскую культуру.
Тайская буддийская татуировка вдохновлена, вероятнее всего, тремя духовными аспектами, которые формируют ключевые понятия татуировки в древнем племенном сообществе. Боль, постоянство, потеря жизненного источника (крови). Мистическая троица, благодаря которой татуировка эволюционировала от простой художественной формы к нечто высокому, позволяющему приверженцам развивать фактически волшебные полномочия, иметь общение с духами посредством трансов и галлюцинаций. Традиционно татуировку наносят заостренной бамбуковой палкой (май сак) или длинным металлическим штырём (кем сак).