Римский военачальник Марк Антоний и египетская царица Клеопатра без сомнений самые знаменитые любовники древнего Рима. Правда, прежде чем встретиться каждый из них имел определенный любовный опыт. Клеопатра была возлюбленной Юлия Цезаря, а Антоний четырежды женат и стоит признать на женщинах достойных. Фулвия третья супруга Антония осталась в исторической памяти как политически устремленный и очень деятельный человек, имевшая отношения ко многим значительным событиям своего времени, среди них Перузинская война. Фулвия, первая женщина изображенная на римских монетах, до неё было принято изображать только мифологические женские персонажи.
Октавия, четвертая супруга Антония и сестра императора Октавиана Августа, - символ красоты и добродетели, как называл её Плутарх, «настоящее чудо среди женщин».
Конечно, невольно напрашивается вопрос, каким образом Клеопатре удалось завоевать сердца двух самых влиятельных мужчин древнего Рима, может быть, отношения любовников строились не на любви, а на жажде власти? В пьесе Антоний и Клеопатра Уильям Шекспир изображает их как охваченных любовью и безудержной страстью, отвергающих любую политику.
Клеопатра проводит некоторое время в Риме, но после убийства Цезаря уезжает. В сегодняшние дни осталось совсем немного монументальных напоминаний того, что имеет самое непосредственное отношение к Клеопатре, тем не менее, в Риме есть памятники в той или иной мере напоминающие о прекрасной царице Египта.Когда римские легионы под командованием Юлия Цезаря вступили на земли Египта, римляне столкнулись с неизвестной им культурой. После морского сражения при мысе Акциум, победы Октавиана над Антонием и смерти Клеопатры, Египет стал Римской провинцией.
Римляне тяготили к формам искусства созданным в эпоху Рамсесов, поскольку грандиозные египетские памятники, таинственные египетские культы как нельзя лучше олицетворяли величие Римской империи и притязание императоров Рима на мирового господство.
Рим – город, в котором и сегодня сохраняется самое большое число обелисков. Среди тринадцати обелисков, они в прошлом украшали форумы и цирки, а в сегодняшние они отмечают центры римских площадей и замыкают перспективы улиц, большую часть привезли из Египта, некоторые изготовили в египетском стиле во времена Римской империи.
Египетские обелиски, украшавшие Древний Рим и наполнявшие гордостью древних римлян, с падением Римской империи и вторжением варваров были разрушены. Начиная со времени папы Сикста V, обелиски стали находить и освобождать из-под времени забытья, хотя, конечно, многие были утеряны навсегда. Восстановленные, дополненные скульптурными композициями и установленные в новых местоположениях в папском Риме, они служили не только декоративной функции, но, прежде всего указателями для паломников.
В центре Пьяцца-дель-Пополо расположен египетский обелиск 24-метровой высоты (с постаментом и крестом он достигает 36.5 метров) – Обелиск Фламинио. Его изготовили в эпоху фараонов Рамсеса II и Мернептаха в тринадцатом веке до нашей эры, на что указывают вырезанные иероглифы.
Обелиск стоял перед храмом Солнца в Гелиополе. В Рим обелиск привезли по приказу Октавиана Августа после упомянутого сражения при Акциуме, случившегося в 31 год до нашей эры, и установили в Большом цирке, самом обширном ипподроме в Римской империи.
В 1589 году архитектор-инженер Доменико Фонтана переустановил его на «народной площади» (Пьяцца-дель-Пополо), в рамках развития урбанистических концепций папы Сикста V. Чтобы перевезти многотонный обелиск потребовались совместные усилия 900 мужчин, 75 лошадей, не говоря уже о несличенных блоках и многометровых веревках.
Безукоризненный исполнитель Сикста V Доменико Фонтана перенес и другие обелиски – на пьяцца Сан Пьетро, пьяцца ди Санта Мария Маджоре, пьяцца ди Сан Джованни ин Латеран. Название обелиска Фламинио происходит от наименования древней улицы Фламиния, прилегающей к площади. При папе Льве XII, в 1818 году, он был окружен широкой лестницей. В 1823 году скульптор Джузеппе Валадьер украсил обелиск каменными львами-фонтанами в древнеегипетском стиле.
Среди других древнеегипетских обелисков в Риме. Обелиск Монтечиторио на пьяцца Монтечиторио периода фараона Псамметиха II (595-589 до н.э.), привезенный из Гелиополя. Известный также как Соларе, он был установлен на Марсовом поле как гномон солнечных часов.Обелиск Ватикано на пьяцца Сан-Пьетро, из красного гранита. Его привез в 37 году из Египта в Рим Калигула, чтобы украсить структуру, известную потом как Цирк Нерона.
Обелиск Латераненсе на пьяцца ди Сан Джованни ин Латеран, высотой 32.18 м (вместе с пьедесталом и крестом 45.7 м), самый высокий монолитный обелиск в мире.Созданный во времена Тутмоса III и Тутмоса IV (15 век до н.э.), обелиск стоял возле храма Амона в Фивах. Был привезен в Рим в 357 году при императоре Констанции II и установлен в Большом Цирке, где уже находился обелиск Фламинио.
В 1587 году найденные разрушенные обелиски Латераненсе восстановили и установили там, где их можно видеть сегодня. В парке Вилла Челимонтана находится небольшой обелиск, Маттеяно, на котором значится имя Рамсеса II, хотя очевидно, что имя великого фараона появляется достаточно часто и на других обелисках. Он один из двух, другой обелиск Макутео, стоявшие у храма Ра в Гелиополе. Является самым маленьким обелиском в Риме, Макутео на пьяцца делла Ротонда сохранил больше от первоначальной высоты.
Минервео на Площади Минервы, был привезен императором Диоклетианом в паре из Саиса для храма Исиды. Другой из пары обелиск находится в Урбино.Догали – один из двух обелисков из Гелиополя (второй в Садах Боболи во Флоренции) – возле Терм Диоклетиана.
В Палаццо Альтемпс (одно из четырех зданий Национального музея Рима), изящном аристократическом особняке пятнадцатого века в сердце Рима, к северу от пьяцца Навона сохраняется очень важная египетская коллекция. Многие из скульптур нашли свой путь в Древний Рим также как часть культа Исиды.