Праздник драконьих лодок, отмечаемый пятого числа пятого месяца по лунному календарю (альтернативное название праздник «двойной пятёрки»). Один из традиционных крупнейших праздников в Китае. Дуаньу (=праздник начала пятого лунного месяца) знаменует начало лета (обычно приходится на июнь). Это время начала жарких дней, когда злые призраки и другие адские существа начинают буйствовать, не давая покоя взрослым и детям, принося разные неприятности. Поскольку маленькие дети, вообще, уязвимы к болезням, то в этот день нужно проявлять особенную заботу. Дуаньу называют иногда «Фестивалем кукол или дитя» (Вава цзе).
Существует немало версий и разъяснительных мифов о происхождении праздника в Древнем Китае. Как, например, от фестиваля летнего солнцестояния при трех исторических династиях (Ся, Шан, Чжоу). Жара приносила и болезни, в том числе и эпидемию чумы, поэтому рассеивание болезней и избавление от зла являлись главной целью праздника. Люди вывешивали на дверях своих домов изображение Чжун Куя (Чжун Куй – мифологический ловец демонов). Приведено более ста исторических документов и результатов археологических исследований. Согласно легенде, люди в древних царствах У и Юэ, существовавших на юге Китая (в настоящее время провинции Цзянсу и Чжэцзян) считали себя потомками драконов и проводили в пятый день пятого лунного месяца сельскохозяйственный фестиваль с разными церемониями, обращенными к божествам, просьбами о благоприятных погодных условиях на предстоящий год и хорошем урожае. Сначала они заворачивали пищу (естественно рис) в бамбуковые листья и бросали в воду для главного водного дракона, отвечавшего за погоду. Они плыли на лодках, чтобы таким образом выразить почтение дракону и активизировать энергию ян, связанную с ним. Впоследствии, нарядившись, отправлялись в гости к родным и друзьям, объединив это с соревнованиями на лодках.
После того как покончил жизнь самоубийством, утопившись в водах реки Мило (провинция Хунань) выдающийся поэт и государственный деятель своего времени Цюй Юань, в 278 году до нашей эры, праздник стали объединять с ним, хотя, конечно, его отмечали и раньше этого трагического события. По той причине Праздник драконьих лодок продублирован и как «День поэтов».
Некоторые исследователи полагают, что Дуаньу больше связан не с годовщиной смерти Цюй Юаня, а с ученым и важным сановником У Цзысюем. У Цзысюй, живший в период Весны и Осени (Чуньцю – 722-481 гг. до н. э.), - первопредок людей с фамилией У, во всяком случае они на этом требовательно настаивают. Современные исследователи считают, что истории У Цзысюя и Цюй Юаня, также как и ещё одной личности Цао Э, хотя и менее популярной, были внесены в уже существующие традиции и вернее всего так оно и есть.
В «Исторических записках» Сыма Цянь рассказывает биографию Цюй Юаня. Он родился в потомственном благородном семействе. Его дед и отец служили министрами при дворе правителей царства Чу Периода Сражающихся царств (Чжаньго шидай) – переходной эпохой между правлениями династии Чжоу и династии Цинь.
Среди семи главных царств периода Чжаньго самым сильным, благодаря проведенным эффективным реформам, стало царство Цинь, оно и начало распространять свою власть и на соседние государства. Реакцией этих шести государств, Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао, Вэй, были то союзы с Цинь и выражение преданности, то наоборот подозрения и сопротивления. Но Цинь расширялось, поддерживая дружеские отношения с отдаленными государствами и нападая на соседние.
Цюй Юань преданно отстаивал патриотические интересы, резко выступая против экспансии царства Чу государством Цинь, советуя не вступать ни в какие союзы с Цинь. Притом, что Чу оставалось гегемоном, постоянная политическая борьба и коррупция подтачивали силы слабеющего государства. Цюй Юань стал жертвой наговоров и интриг, был удален от государственной власти, вынужденный жить в изгнании.
В это время были написаны поэтические шедевры, в которых слышится боль и страдание за родную землю. Услышав о падении столицы царства, полностью опустошенный, он совершил ритуальное самоубийство в пятый день пятого лунного месяца, прежде создав произведение, посвященное своей потерянной родине - Плач о столице Ин.
Государство Чу на тот момент смогло справиться с агрессией со стороны Цинь и просуществовало ещё 25 лет, но в 223 году до нашей эры все же было завоевано царством Цинь.
Местные жители, восхищавшиеся Цюй Юанем, бросились в лодки и отправились на поиски тела, били вёслами по воде и стучали в барабаны, отпугивая рыбу и водяных духов, чтобы они не повредили тело поэта. Поздно ночью дух Цюй Юаня явился друзьям и сказал, что он умер. Он попросил, чтобы они бросили в реку рис, обернутый в шелковые пакеты, цзунцзы, в качестве подношения для дракона и чтобы защитить дух Цюй Юаня в загробном царстве.
Клейкий рис фаршированный разными начинками и обёрнутый бамбуковыми или тростниковыми листьями (в сегодняшние дни) одна из традиций Дуаньу, как и гонки на лодках в форме драконов. Но несмотря на то, что практика цзунцзы сохраняется в наши дни, они не обязательно отражают смысл Праздника в честь Цюй Юаня. Память о Цюй Юане, прежде всего, это символизация патриотизма и любви к Родине.
Цзунцзы, вино реальгар и гонки на лодках-драконах – это три широко распространенных действия, которые остаются неизменными во время праздника на протяжении многих веков.
Реальгар, как известно, токсичный минерал (в китайской медицине его используют в фармацевтических препаратах) и по этой причине древние китайцы считали его замечательным противоядием от всех ядов и самым эффективным, чтобы отогнать злых духов и насекомых (причина многих болезней).
Другие символы праздника – пучки полыни и аира, вывешенные над дверью, красивые вышитые мешочки (из шелка или атласа), наполненные ароматными растениями, которые вешают детям на шею, изображения Чжун Куя на парадных дверях.
Ещё один забавный обычай – «поставить» яйца. По лунному календарю июнь месяц лошади, в то время как час лошади с 11:00 до 13:00. Считается, если в праздничный день человек сможет в час лошади удержать яйцо в стоячем положении, то он будет счастлив в течение всего года.