Абсолютно верно то, что многие дворцы, в Ливадии, в Алупке, Дюльбер, Юсуповский, Харакс, Ласточкино гнездо, дворец на мысе Плака, расположенные на южном побережье Крыма можно ставить в один ряд с шедеврами мировой дворцовой архитектуры. Каждый дворец интересен прекрасной архитектурой, замечательными интерьерами, но вместе они составляют грандиозный комплекс, который принадлежит не только одной стране, всему человечеству.
Массандровский дворец, архитектурный памятник 19 века, дворец российского императора Александра III, в настоящее время музей – филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. До 1992 года представлял государственную дачу «Сталинская».
Дворец выстроен в стиле французского барокко времен Людовика XIII по проекту архитектора Этьена Бушара. Строительство дворца было начато на средства князя Семена Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Главная идея - дворец должен был смотреться идиллично на фоне серых скал среди яркой южной растительности.
Творение первоначально представлялось двумя круглыми башнями с островерхими крышами, мансардами и полукруглыми лестницами. Из-за смерти архитектора, а затем и князя в 1882 году работы приостановились.
В 1889 году новым владельцем недостроенного дворца стал император Александр III. Достраивать дворец пригласили архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера, автора многих зданий в Санкт-Петербурге и Москве. Он смог воплотить в жизнь замысел, превратив дворец в волшебный, романтический, очень выразительный шедевр, окруженный затейливыми скульптурами. Он потерял строгие формы, получив галереи, крыши-шатер и другие архитектурные причуды.
В декор фасада, интерьеры, парк были внесены изменения. Интерьеры дворца не роскошные, но очень изящные, уютные, в них причудливо объединены элементы готического, романского стилей, рококо и классицизма. После переезда Месмахера в 1987 году в Германию, строительством руководил архитектор Оскар Вегенер, но все работы завершились после смерти императора.
Поскольку Массандровский дворец предназначался для отдыха царской семьи, в нем не было предусмотрено больших залов. После смерти Александра, он прожил во дворце только два года, император Николай II фактически отказался от дворца в пользу Ливадийского дворца, построенного немного позже, и он все время пустовал, хотя за ним и парком постоянно ухаживали.
Можно сказать, что к приходу большевиков и национализации дворца он как таково не имел хозяина. В 1929 году во дворце разместился туберкулезный санаторий «Пролетарское здоровье», с 1945 до 1948 годов – отделение института виноградарства и виноделия «Магарыч». С 1948 года он стал государственной дачей. Во дворце Массандра предпочитали проводить свой отдых Хрущев и Брежнев.
Музейная экспозиция, открывшаяся в 1992 году во дворце, посвящена эпохе Александра III, с экспозициями дворцовых интерьеров, предметов быта, великолепных произведений искусства. Изумителен небольшой парк, который плавно сливается с лесом, наполненным ароматами хвои. Две огромные секвойи – главные примечательности парка.
Парк распланирован на террасах и имеет осевое построение, что характерно для французских парков семнадцатого столетия Андре Ленорта, знаменитого французского ландшафтного архитектора, автора парков в Версале, Фонтенбло, Шантийи, в замке Во-ле-Виконт и многих других.
Терраса, прилегающая к замку, она наименьшая, прямоугольная со многими ступеньками, балюстрадами, вазами, скульптурами сфинксов (характерная особенность французских парков). Достаточно крутые ступеньки приводят ко второй террасе, большего размера и украшенную большим бассейном с фонтаном. В водном зеркале отражаются дивные скульптуры первой террасы. Третья терраса – это открытая поляна, своего рода площадка для наблюдения морских пейзажей.