Важнейшая средневековая церковь в Вероне – Базилика Сан-Дзено Маджоре. Великолепное здание в романском архитектурном стиле с роскошными бронзовыми дверями, сохраняющее огромное количество ценных художественных произведений. Среди многочисленных произведений искусства там находится шедевр - алтарь Сан-Дзено Андреа Мантенья.
Гульельмо Эдерле, один из недавних настоятелей Сан-Дзено Маджоре пишет – «эта церковь – палладий Вероны, она гармонично сочетает в себе религию и родину, историю и искусство».
Исторически это действительно похоже на правду. Храм города-государства, храм свободной Коммуны, где хранится Кароччо.
Кароччо - четырехколесная повозка-алтарь, на платформе которой устанавливался штандарт (флаг города), крест, алтарь и небольшой колокол. Под охраной элитных войск её тянули волы. Перед сражениями священники служили мессу, призывая солдат идти в бой во имя Бога, а трубачи, рядом на повозке, воодушевляли солдат. В мирное время кароччо находилась в главной церкви города.
Внутри церковь разделена на три части – плебана, большое помещение для верующих; крипта, в которой захоронен святой Зинон и суперьоре – область, где проводятся священные обряды, мистическое воплощение трех символов/идеологий – Воинствующая, Чистилище, Триумф.
Над могилой святого заступника Вероны, которому приписывают преобразование Вероны в христианство, маленькая церковь была основана в 5 веке при короле Теодорихе. Король Пипин разрушил её и построил новую церковь при участии епископа Ротальдо. Мощи святого Зенона перенесли в новую могилу в 807 году. В начале 10 века во время венгерского нашествия церковь разрушили, и мощи святого Зинона временно перенесли в собор Санта-Мария-Матриколаре. В 921 году они вернулись в свой склеп, и началось строительство существующей ныне базилики. Надпись, вырезанная на фасаде южной стороны, напоминает, что церковь ремонтировали и увеличили в 1138 году после повреждений, вызванных землетрясением 1117 года. Деревянный потолок и апсиду добавили в 1387-98, что потребовало поднятия нефа.
Сан-Дзено являлся храмом монастыря бенедиктинцев, распущенного Венецианской республикой в 1170 году. В 1806 году базилика стала приходской церковью. В 1870-871 годах лестницу, построенную в 16 столетии между нефом и хором, поменяли на лестницы с двух сторон. К центральной лестнице от нефа до склепа прибавили ступеньки. В 1931 году восстановили пресвитерию.
Прежде всего, главный объект внимания – фасад Сан-Дзено. Благородный, мощный, напоминающий о сильной римской Вероне. Фасад разделен на три вертикальных части – центральный неф, увенчиваемый фронтоном, с двумя приделами (боковые нефы) со скошенной крышей. Все поддерживаются маленькими сплошными свисающими аркадами. Пересечение трех частей отмечено угловыми пилястрами, которые заканчиваются в лиственных капителях ниже фронтона. Сан-Дзено, построенная из кремово-розоватого веронского туфа, стала образцом для всех других построенных в Вероне храмов в романском стиле.Фронтон нефа из белого мрамора и разделенный семью пилястрами из розового мрамора создает поразительный контраст с остальным туфовым фасадом. В 1905 году на фронтоне были обнаружены росписи на тему Судного дня. Вдоль всего фасада расположены окна из красного кирпича.
В центре большое окно-роза, известное как Колесо Фортуны (Руота дела Фортуна), созданное мастером Бриолото – один из ранних примеров подобных структур, ставших особенностью готической архитектуры. Изображения людей на внешнем обводе окна имеют разные положения, что символизирует превратности судьбы. Первая фигура стоит твердо, вторая падает, затем - подавлены грузом несчастий, восстанавливается и вновь растет. Надпись на латыни объясняет символику: «Только я, Судьба, правлю смертными. Я возвышаю, низвергаю, дарую блага, приношу беды. Я одеваю того, кто нагой, раздеваю того, кто одет. Если кто надеется на меня, будет высмеян».
На крыльце у основания колонн скульптуры львов, работа мастера Николо двенадцатого века. Львы – символы права и веры. На арке с каждой стороны, которые поддерживают кариатиды, имеются барельефы, изображающие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, а выше арки благословляющая рука Господа и Агнец. Надпись на латыни гласит: «Десная рука Бога благословляет людей, приходящих за святостью».
Истории с двух сторон крыльца и портала вырезаны в двенадцатом веке – справой стороны работа мастера Николо, с левой стороны – Гульельмо.Логично предположить, что их нужно читать снизу верх.Внизу благовещение, бегство в Египет, волхвы, крещение Иисуса, предательство Иуды, распятие Христа. Сцены из Ветхого Завета, легенды о Теодорихе, рыцарские турниры.
Арка украшена мотивами животных и растений, с внутренней и внешней стороны на консоли резьба, изображающая месяцы и труды. Март со сверкающими волосами, развеваемыми ветрами, которые Эол выдувает из двух рогов. Апрель, покрытый накидкой, но уже собирающий цветы. Май на лошади в полном вооружении, собирающийся на войну, по обычаю тех времен. Июнь в образе крестьянина, сидящего на дереве, намеревающегося собрать плоды и поместить их в корзину. Июль – склоненный человек, собирающий пшеницу. Август – плотник, бьющий обод на бочку. Сентябрь – давка винограда. Октябрь - сбивание желудей для свиней. Ноябрь – мясник, режущий свинью.Декабрь собирает вязанки хвороста. Январь кутается в пальто с капюшоном и греется возле костра. Февраль – обрезка виноградной лозы.
Люнетт (арочный проем) - сцены из истории Вероны, святой Дзено, стоящий на дьяволе (символ императорской власти), святой Дзено со стягом, приветствующий жителей Вероны. Под люнетом барельефы с чудесами святого Дзено.
Один из самых потрясающих моментов не только в базилике, во всей Вероне – это бронзовые двери Сан-Дзено, украшенные 48 квадратными панелями, иллюстрирующими библейские истории, жизнь святого Михаила и святого Дзено. Не все фигуры, изображенные на них, идентифицированы, но это святые и исторические личности.
Бронзовые группы создавались несколькими художниками. На левой части (период исполнения остается предметом обсуждения, но предположительно от 1100 г до 1150 г), изображены сцены из Нового Завета и считается, что это работа немецких скульпторов, по меньшей мере, двух мастеров. Аналогичный почерк прослеживается в бронзовых дверях собора в Хильдесхайме, к тому же в тот период монахи-бенедиктинцы из аббатства были немцы. Справа – работа итальянских художников во второй воловине 12 столетия, изображения сцен Ветхого Завета.