Нельзя рассказать о Вероне, не вспомнив трагическую историю любви Ромео и Джульетты. Драма Шекспира, без сомнений, «сделала состояние» в этом городе, расположенном на реке Адидже, являющимся столицей провинции Верона в регионе Венето.
Любовь Ромео Монтекки и Джульетты Капулетти, которую воспел Луиджи Да Порто из города Виченца в романе «Недавно обнаруженная история двух благородных влюбленных» и увековечил через семьдесят лет Шекспир, сильно поразила воображение людей.
«Ромео и Джульетта» нашло в Вероне совпадения, а фантазия смешала легенды и реальность.Фон, на котором разыгрывается трагедия, а именно вражда семей, возможно реальность, о ней упоминает Данте Алигьери в «Божественной комедии». Монтекки являлись богатым торговым семейством и принадлежали к партии гибеллинов и были действительно вовлечены в кровавую борьбу за власть в Вероне, но главным образом с семьей Самбонифачо, не с Капулетти (Каппеллети - точное имя).
Правда никаких реальных исторических доказательств так и не обнаружено. Есть ещё одно решение загадки - Монтекки и Каппеллети назывались группировки партий гибеллинов и гвельфов. Первые исследователи «Божественной комедии» допустили ошибку, приняв название фракций за фамилии, на основе которой и появилось повествовании о юных влюбленных.
И хотя не существует верных доказательств того, что семейство Капутетти когда-либо проживало в Вероне, как и то, что история юной Джульетты имела место быть, в 1905 году городские власти приобрели почти заброшенный дом с внутренним двориком в центре Виа Каппелло, к юго-востоку от Пьяцца деле Эрбе, решив его судьбу. Большая часть экономики города основывается на «романтическом маршруте», который находит достойное завершение в знаменитом балконе Джульетты.
Признанный исследователями почти единодушно строением тринадцатого века, якобы принадлежащий семье Каппелло (что подтверждает герб в виде мраморной шляпы над входом в дворик), «дом Капулетти» принял существующий вид в результате продуманных реставрационных работ. Вдохновленные американским фильмом 1936 года с Лесли Говардом (Ромео) и Нормой Ширер (Лжульетта) и живописью Франческо Хайеса, они были направлены на создание образа идеального средневекового дома мечтательной Джульетты. В огромной степени благодаря историку Антонио Авена, директору Гражданский Музей естественной истории.
Реставрация дома Джульетты, а лучше сказать его создание, была проделана в 1935 году и очень скоро слава предполагаемого местожительства шекспировской героини перешла границы Италии, привлекая каждый год все больше и больше туристов из разных уголков земли.В четырнадцатом веке «Дом Джульетты» являлся «хоспитиум а Капелло» (хоспитиум переводится как гостиница, но вероятнее всего «дом Капелло»). Новая семья - Капелло, проживавшие в нем в конце пятнадцатого века (фамилия, скорее всего, связана с местом, «каппелло» - шляпа, «капелло» - волос), были аптекарями.По крайней мере, начиная с шестнадцатого века дом стал гостиницей, со временем превратившись практически в постоялый двор, такой, каким его увидел Диккенс и описал в «Картинах Италии» (1846).Последний владелец выставил обветшавший дом на аукцион в 1905 году по цене от 7500 лир.
Существующий вид здания – красивый кирпичный фасад, портал в готическом стиле, окно в форме трилистника, балюстрада, соединяющая с внешней стороны разные структуры дома и, конечно, знаменитый балкон, собранный из мраморных остатков 14 века, находившихся в музее Кастельвеккио.
Интерьеры украшены мебелью шестнадцатого и семнадцатого веков, веронской керамикой эпохи Ренессанса, инкрустированными сундуками, кирпичными каминами, деревянными лестницами с балюстрадами. Элегантные фрески иллюстрируют историю Ромео и Джульетты. От оригинального дома сохранилась еще различимый настенный рисунок (в главном зале), воспроизводящий гирлянду из шкур горностая, таким образом, богатые люди очень любили украшать свои дома. Невероятно красив деревянный потолок в комнатах на верхнем этаже. Разделенный на кессоны, расписанные золотыми звездами на синем фоне. Реставраторы создали фантастические, миниатюрные почти трехмерные изображения.
Во внутреннем дворике находиться бронзовая статуя Джульетты, созданная веронским скульптором Нерео Костантини. Бронза на груди Джульетты «побелела», поскольку существует легенда, согласно которой если человек погладить правую грудь статуи, то ему обязательно повезет.
Могила Джульетты находится в склепе церкви монастырского комплекса Сан Франческо аль-Корсо, бывшем монастыре капуцинов 13 века - пустой саркофаг без крышки из красного мрамора.Никто точно не знает, кому на самом деле принадлежала могила, возможно, сохранилась с римской эпохи. В начале 19 века она была определена, как место успокоения прекрасной Джульетты и стала местом паломничества. Миф о могиле Джульетты распространился далеко за пределы Италии. К могиле, которая находилась в саду церкви, приезжала Анна де Сталь, лорд Байрон прикасался губами к гробнице юной Капулетти. Знаменитый поэт не смог удержаться, чтобы не принять в качестве подарка для своей дочери кусочек мрамора.
И другие известные личности посещали могилу Джульетты, оставив свои впечатления. Альфред де Мюссе, Чарльз Диккенс, Клод Антуан Валери, Генрих Гейне.Ещё одна знаменитая гостья, Мария-Луиза Австрийская, вдова Наполеона, не могла устоять перед искушением, сделать саркофаг частью своей кровати. В Вероне в 1822 году бывшая императрица получила несколько каменных осколков от саркофага. Из них её изготовили роскошный гарнитур – колье и серьги в золотой оправе. Мраморные кусочки, оправленные в золото, в период романтизма было, вообще, традиций носить как талисман любви, и мужчинами и женщинами в разных культурах. Как утверждает немецкий драматург Август фон Коцебу, он видел в том же 1822 году крышку саркофага в Вене, которую ему продемонстрировал эрцгерцог Австрийский Иоганн Баптист (сын Марии-Луизы), утверждая, что лично его привез из Вероны.
После 1848 года, когда перестали существовать церковь и монастырь, гробница была практически заброшена. Так продолжалось в течение нескольких десятилетий пока Общество милосердия не предприняло попытки спасти её от разрушения, перенеся в склеп древнего монастыря. В 1898 году городские власти заказали реставрационные работы по обустройству гробницы и окружающей области. Гробница открылась в 1910 году, примерно в том месте, как его описал Шекспир.Начиная с этого времени, неизменно поднимался вопрос о создании музея Шекспира, даже было создано Общество Музея Ромео и Джульетты, которая должна была взять на себя честь заняться поиском всех необходимых свидетельств – писем, костюмов, живописи – имеющих отношение к истории любви Ромео и Джульетты. Организовывались разные мероприятия, благотворительные акции. Собранные средства должны были финансировать музей. Но ничего не получилось.
В начале 1930-х годов, когда американцы приехали в Верону, чтобы снять фильм «Ромео и Джульетта», Антонио Авена выбрали консультантом для голливудских режиссеров. Фильм в Вероне не показывался, да и сцены, снятые во многих местах города, нельзя назвать идеальными. Тем не менее, именно Верона выиграла больше всего от этой картины. В город стали приезжать огромные толпы туристов, чтобы посмотреть достопримечательности «Ромео и Джульетты» и те, кому не повезло в любви, всех возрастов.
Антонии Авена знал, что если обустроить место достойным образом, то оно станет центром внимания, и он не хотел разочаровывать ожидания гостей города. Были очищены два подземных зала, которые вероятнее всего являлись погребами. Разработали проект по улучшению входа в обитель, чтобы облегчить путь людям, приходящим на могилу. Все было перестроено так, что достойно восхищения. Создана невероятно правдоподобная атмосфера, и даже скептики начинают сомневаться и верить в то, что это действительно гробница Джульетты. Вот таким образом миф превратился в реальность и в сегодняшние дни продолжает опираться на неисчислимое количество туристов.
В зале монастыря, преобразованного в музей фресок Джованни Баттиста Кавальказелле, уютном и украшенном фресками с изображением олимпийских богов, в течение нескольких дней недели совершают церемонию бракосочетания не только итальянские пары, влюбленные, решившие связать себя узами брака, со всего мира. Очень символично в месте, где двое влюбленных поклялись друг другу в любви до самой смерти. А пустая могила в склепе, освещаемая высокими готическими окнами, «ждет» романтической дани – такова традиция. Оставлять послания любви «Джульетте, Верона». Сначала несколько поэтов-добровольцев отвечала на послания, а в сегодняшние дня огромная команда секретарей занимаются тем, что собирают сообщения и пишут ответы.
Дом Монтекки расположен на Виа Арке Скалиджере, недалеко от дома Джульетта. Совершенно очевидно, что Монтекки были богатой и влиятельной семьей Вероны и жили в районе между Арке и Чьявика. Из всех средневековых домов, он наиболее хорошо сохранился. Впечатляющее здание с высокой стеной, где расположен вход, увенчанной зубцами, закрытым внутренним двором, портиком, сохранившимся в оригинальном виде, после того как позднее были достроены другие структуры. Слева от входа находится лестница, ведущая на верхние этажи.