Основанный римлянами в первом столетии нашей эры как колония, Верона, который называют городом Любви, обладает и другими прелестями, кроме классического маршрута «Ромео и Джульетта». Очаровательный город усеян архитектурными приметами римской эпохи, симпатичными палацци, изящными площадями средневекового периода, красивыми мостами, церквями и замками.
История Вероны начинается с основания первого поселения на холме святого Петра, вероятнее всего в период неолита.
Доказательства древнейшей и богатейшей истории различимы не только в памятниках, дорогах, площадях, но также и в недрах земли, которая с завидной регулярностью является на свет руины и артефакты доисторической эпохи, но в первую очередь римской цивилизации. В течение римского господства Верона усилила свой статус, став одним из важнейших городов севера Италии, который она поддерживала в веках, поскольку после заката римской империи, город, благодаря своему прекрасному местоположению, ни один раз становился столицей варварских королевств. Её, как и прежде, называют «Воротами Италии». В раннем средневековье Верона стала независимым городом, но часто потрясаемый кровавой борьбой между гвельфами и гибеллинами.
За гвельфов выступала дворянская семья Самбонифачо, игравшая ведущую роль в политической жизни города, за гибеллинов – Монтекки, внесшие огромный вклад в историю средневековой Вероны. С 1262 по 1387 годы Вероной правил знатный род делла Скала, пока в 1388 году город не потерял независимость и в течение последовавших нескольких лет оказался покоренным Домами Висконти, Каррара и, наконец, в 1405 году венецианцами. С концом республики Верона в 1797 году оказалась под иностранным господством, французов, австрийцев, до 1866 года, когда вошла в состав образованного Королевства Италия.
Вместе с «Ромео и Джульеттой» символом Вероны является римский амфитеатр, расположенный в историческом центре Вероны, на Пьяцца Бра, известный как «Арена», самое известное сооружение в Италии после Колизея. Третий по размеру римский амфитеатр (после Колизея и амфитеатра в Капуе), сохранившийся до наших дней в великолепном состоянии. Построенная в 1 столетии нашей эры величественная структура, как и все подобные в Римской империи, предназначалась для гладиаторских игр. Внешний фасад и колонны были выполнены из «россо аммонитико», известняка розоватого цвета распространенного в Вероне. Внутренние стены – из кирпича и камней.
О строительстве Арены существует немало средневековых легенд. В одной из них рассказывается, что одного человека из Вероны приговорили к смерти, обвинив в тяжелом преступлении. Но правители обещали спасти ему жизнь, если он в течение ночи построит огромное здание, где ююбы они смогли наслаждаться просмотром театрализованных представлений. Человек пообещал душу дьяволу, который сказал, что как только послышится молитва «Богородице Дево, радуйся» здание будет готово. Ночью все бесы собрались в Вероне, а утром, услышав Аве Мария, они исчезли, оставив после себя грандиозный памятник.
При Теодорихе, короле остготов, амфитеатр вероятнее всего был восстановлен и на нем организовывались разные представления, как свидетельствуют средневековые хроники, приписывающие Теодориху строительство Арены. Большой ущерб амфитеатру принесли стихийные бедствия – наводнение в 589, землетрясения в 1116, 1117, 1183 годах. Во время правления Беренгара, коронованного в Риме в 901 году королем Италии, произошло первое катастрофическое вторжение венгров, что вынудило использовать Арену как крепость.
После пожара, произошедшего в городе в 1172 году, камни амфитеатра стали служить для строительства новых зданий, и только в тринадцатом веке были предприняты первые попытки остановить его разрушение. В 1228 году был принят устав, диктовавший несколько обязательный реконструкций Арены.
По приказу Альберто делла Скала в 1278 году на Арене сожгли почти 200 человек еретиков, захваченных его братом Мастино I делла Скала в Сирмионе, где сегодня можно видеть замок Скалигеров, построенный в качестве военной крепости. Статутом 1276 года введены некоторые правила на использование амфитеатра. Устанавливалось, что проститутки могли проживать исключительно в Арене, но в 1310 году добавлен приказ о закрытии Арены и штрафования того, кто незаконно откроет ворота, и будет удовлетворять собственные физические нужды во внутренней области. Кажется, что два положения противоречат друг другу, но в действительности разговор идет о двух областях – внешним обитаемом районе («абитато») арка Арены (льи арковоли) и внутреннем («интерно»), огороженном (кьюзо) месте, «кавея» или амфитеатр (места для зрителей). Были, правда, исключения, когда в 1382 в течение 25 дней в честь свадьбы Антонио делла Скала и Самаританы да Полента, дочери Гвидо III да Полента, господина Равенны, проводились праздничные мероприятия с рыцарскими турнирами и театральными представлениями.
Начиная с 1913 года, Арена стала крупнейшей открытой оперой в мире, способная разместить до 22 000 человек (во времена Римской империи на ней было около 30 000 мест)
Акустика Арены настолько совершенно, что позволяет проводить концерты без необходимости пользоваться микрофонами. В июле и августе в амфитеатре ставят оперы и, если будет возможность, то обязательно стоит попасть на одно из представлений – это будут самые захватывающие воспоминания на всю жизнь. Кроме оперных постановок организуются и другие концерты, причем постоянно, за исключением дождливых дней.
Гордость Арены – опера Джузеппе Верди «Аида», включающая колоссальную подготовку к представлению.