В Варахше, древнем городище, расположенном в сорока километрах от Бухары, первые раскопки начались в 1937 году археологом, востоковедом Василием Афанасьевичем Шишкиным. Варахша, являвшаяся частью древнего поселения, определялась как столица доисламских правителей в Бухарском оазисе – бухар-худатов. Археологи обнаружили фрески, иллюстрирующие людей и животных, такие декорации запрещены исламом. Некоторые ученые предположили, что некоторая настенная живопись была выполнена по время правления бухар-хадата Буаният Тогходжа, правившего в исламские времена, но поддержавшего Муканны восстание (антифеодальное и антиарабское восстание восьмого века известное как восстание людей в белых одеждах) и убитого прямо во дворце.
Варахша занимает площадь 100 гектаров и имеет 10-метровый культурный слой. В современное время на территории дворца и всего городища продолжаются археологические исследования, которые проводятся совместными усилиями французских, российских и итальянских ученых.
Историческое и культурное значение Варахши чрезвычайно значимо. Памятник, занимающий исключительное место в исследованиях искусства Согдианы.
Хорошо укрепленная крепость, возведенная во втором веке до нашей эры, представляла важный пограничный пост на западной границе с оазисом. Кроме того, благодаря удачному положению на караванном пути через пустыню Кызылкум между Бухарой и Хорезмом Варахша обрела существенное значение и как торговый центр. В третьем веке нашей эры она приходит в запустение, а в конце четвертого веке вновь возрождается, после чего в пятом веке цитадель Варакши выбирается для строительства своей резиденции бухар-худатами. Собственно со строительства этой резиденции и начинается история города. Своего расцвета, как полагают, он достиг в седьмом- восьмом веках, но в одиннадцатом веке она была уже значительно разрушенной. Причин несколько, почему произошло разрушение или крушение Варакши. Одна из них – недостаточность водных ресурсов для орошения области.
Наряду с пограничной и торговой ролью Варахша имела ещё и свою специальность. Благодаря археологическим раскопкам стало известно, что город развивался как центр орошения области двенадцатью арыками. Несложно понять, почему Варакша считалась лакомым куском в завоевательных планах арабов. Градостроительная структура представлялась следующим образом - крепость-дворец, шахристан (посад) с расположенными в нём домами состоятельных людей и рабад – предместья ремесленников и торговцев.
Василий Афанасьевич Шишкин, кого называют первооткрывателем Варахши, на возвышенности к западу от цитадели наметил контуры стен залов и начал копать в этом месте, пока не натолкнулся на комнату, заполненной фрагментами декоративной штукатурки (как тогда считалось в сасанидском стиле). Эта находка стала настоящей археологической сенсацией. Вот как дворец Варахша стала первым археологическим образцом согдийского искусства.
Письменный источник, свидетельствующий о Варахшинском дворце, История Бухары (Тарих'и-Бухара) Мухаммада Наршахи (899-959), где говорится, что красота дворца «вошла в поговорку».
Дворец, основанный в пятом веке, просуществовал до начала девятого века. Комплекс состоял из трех больших айванов, расположенных в ряд, с проходами, дворами, дополнительными постройками, – Восточный айван, Красный айван и Западный айван. Часть помещений находилась в крепостной стене, часть в виде башни была вынесена за её пределы. Живописные сцены украшали стены залов. Например, в Красном айване – это сцены охоты и невероятное существо с телом птицы и головой женщины (демонстрируются в Национальном музее истории в Ташкенте).
Фрески в залах обнаружены в нескольких слоях и более поздние фрески, как считают исследователи, отражают политическую нестабильность и состояние правителей Варахши. С одной стороны они хотели жить согласно со своими древними религиозными традициями, но с другой стороны с приходом могущественных арабов с новой религией - исламом, они вынуждены были идти по новому пути.
Среди художественных шедевров особое место принадлежит рельефным декорам, вылепленным из ганч, украшавшим айваны. Рельефы растений людей, животных и мифологических существ, преобразованные фактически в скульптуру. Мотивы украшений весьма разнообразны. Комбинации геометрических форм – квадратов, ромбов, квадратов, иногда дополняемых цветочными розетками, помещенными в центр квадрата или «жемчуга», продублированного как «Сасанидский жемчуг». По границам в узких группах крохотные цветы, исполненные из сердец и ромбов. Декорации на колоннах напоминает рыбью чешую. На плоских поверхностях стилизованные изображение овощей и довольно натуралистические виноградные лозы. Очень много изображений куропаток, рыб.
Иллюстрации обстановки чрезвычайно разнообразны и мастерство ганчкоров, создававших шедевры рельефной лепки, вызывает удивление. Относительно «портретов» - нет никакого острожного и детализированного моделирования формы. Лица людей высечены несколькими смелыми движениями с помощью долота и вместе с тем выделяются исключительной экспрессией.
Сцена охоты, без сомнения, самая яркая среди тем в украшении интерьера дворца. Очень реалистично изображены преследуемое животное и охотник верхом на коне. Они словно захвачены в безрассудном полете. Интересны мифологические темы, кроме птицо-женщины, дракон, - возможно, олицетворение злых сил. Как известно, дракон – любимый мотив восточного искусства.
В сегодняшние дни искусство из Варахши сохраняется во многих музеях Узбекистана, включая Национальный музей истории в Ташкенте. Об истории городища можно узнать в музее истории городища Варахша, расположенном в медресе Ибрагима Охунда в Бухаре.