Валенсия, расположенная на восточном побережье Испании, представляет собой некую загадку Испании. Чуть больше двух десятилетий назад, являясь третьим по величине населения городом Испании, после Мадрида и Барселоны, она редко привлекала особенное внимание туристов, несмотря на красивые пляжи, и обычно становилась известной случайно, из-за апельсинов, паэльи и неистового пиротехнического фестиваля Лас-Фальяс (Файяс), проводимого в марте месяце.
Однако сокрытая между современными офисными зданиями и монотонными жилыми домами, она в один миг пленяла ароматами минувших веков и представлениями знаменитой футуристической архитектуры Испании обнаружившего её путешественника, ведь Валенсия, город, погруженный в историю и имеющий богатые культурные традиции.
Примерно с середины 1990-х годов Валенсия начала стремительно развиваться, расширяя постоянно культурные и туристические возможности, что позволило превратиться ей в яркий город. Восстанавливаются исторические ориентиры. Как импозантные Торрес-де-Серранос, повергающие в благоговейный трепет и элегантные одновременно. Торрес-де-Серранос – башни четырнадцатого столетия, чудо готики, спроектированные талантливейшим архитектором своего времени.
Самый известный сын Валенсии – выдающийся писатель Висенте Бласко Ибаньес, прославившийся, прежде всего, психологическим романом Кровь и песок, и романом о Первой мировой войне Четыре Всадника Апокалипсиса. Оба романа были дважды экранизированы в Голливуде. В первых версиях двух фильмов главную роль играл Рудольфо Валентино. Другой уроженец Валенсии – испанский импрессионист, чьи работы можно видеть во всем многообразии в музее, посвященном художнику, в Мадриде, - Хоакин Соролья.
Валенсия ощущает прелести возрожденного города благодаря ещё одному сыну города, очень талантливому архитектору, автору эстетики «био-тек», Сантьяго Калатрава Вальсе.
Потрясающий Город Искусств и наук, разработанный Сантьяго Калатрава и основанный на идее развлекательного образования, - культурно-архитектурный комплекс, включенный в список «Двенадцати сокровищ Испании» и самая важная туристическая достопримечательность в Валенсии. Футуристический «город в городе», напоминающий инопланетный оазис, без сомнения, должен занять особое место как один из самых захватывающих и образных проектов в мире.
Первым зданием, открывшим свои двери в 1998 году, было экстраординарное создание Калатрава Эмисферик, напоминающее огромный глаз, символизирующий открытость к знаниям и звездам. Глаз может даже мигать посредство стального и стеклянного ставня, которым управляют гидравлические лифты. Поверив в фантастичность архитектурного представления, можно отправиться на шоу в театр лазерных постановок, планетарий или кинотеатр ИМАКС.
Мусео де лас Сьенсиас Принсипе Фелипе (все здания в Городе Искусств и наук обычно принято называть по-валенсийски) – центральная часть всего комплекса. Удивительный музей науки и техники двадцать первого века, знакомящий с миром науки с помощью дидактических, интерактивных, развлекательных программ. Многие считают, что структура музея напоминает скелет Тираннозавра, другие рассматривают её как спинной хребет огромной доисторической рыбы.
Осеанографик (проект Феликса Кандела) в Городе искусств и наук - самый большой аквариум в Европе и содержит представителей всех основных морских экосистем мира.
Город Искусств и наук, в окружении парков, бассейнов, потоков, был закончен в октябре 2005 года Палау де ле Арц Рейна София - Оперным театром и сценой для других театральных постановок.
Римляне, вестготы, арабы, в числе других народов, завоевывавших Валенсию, все оставили свой культурный отпечаток на Валенсии. Сравнительно недавно наследие Валенсии было проиллюстрировано относящимися в эпохе Возрождения фресками Пабло де Сан Леокадио и Франческо Пагано, обнаруженными в ходе реставрпации Кафедрального собора Валенсии.
Катедраль де Санта Мария де Валенсия с восьмиугольной колокольней эль Микалет, одним из известных ориентиров городов, - главный религиозный центр Валенсии, не говоря уже о том, что в Соборе сохраняется и почитается Святой Грааль! Кто-то сочтет это слишком смелым утверждением, что чаша, из которой пил Иисус на последнем ужине находится в Валенсийском соборе, но все больше и больше исследователей соглашаются с тем, что очень много доказательств приводится в пользу подлинности чаши. Она была привезена в Валенсию и преподнесена храма королем Альфонсо V Великодушным в 1436 году. В соборе, среди других интересных и известных объектов религиозного искусства, находятся некоторые из ранних и лучших произведений кватроченто на всем Пиренейском полуострове. Художников в Валенсию приглашал кардинал Родриго де Борха (Родриго Борджиа), будущий Папа Римский Александр VI.
Пласа-де-ла-Вирген, запечатленная на многих открытках, представляющая традиционную Валенсию прошлых лет, господствует на другом конце культурного спектра, как бы в противовес Городу Искусств и Наук. Площадь имела обыкновение оставаться центральной площадью, начиная с римских времен, активное место в течение почти всего года, где проходят многие традиционные события. На Пласа-де-ла-Вирхен расположены три чрезвычайно важных достопримечательности города: кроме Кафедрального собора Санта-Мария, ещё базилика Богоматери Беззащитных (Басилика Де Ла Вирхен Де Лос Десампарадос) и Паласио де ла Хенералидад.