Не во многих штатах Америки могут сказать, кроме Аляски, о которой собственно и пойдёт разговор, что самая высокая гора (Мак-Кинли), крупнейшая река (Юкон) в стране находятся на их территории. Впрочем, отправившись в путешествие по прибрежному маршруту Внутренний Проход – с юго-восточного побережья до Фэрбанкса к полуострову Кенай можно увидеть много чудес, а особенно то, что связано с культурами коренных народов, сохраняющими свои традиции, язык, способы охоты и рыболовства, уклад жизни, начиная со «времен создания».
Как считают ученые, аборигенные народы Аляски, представлявшие в самом далеком прошлом кочевых охотников и собирателей, прошли из Сибири до Северной Америки по Берингову перешейку (сейчас это Берингов пролив), который соединял Чукотку и Аляску, примерно 20 000 лет назад.
В современное время эскимосы, алеуты, индейцы, составляя приблизительно шестнадцать процентов от всего населения Аляски, гордятся своей культурой и свято хранят наследие. Можно не сомневаться, что более половины из общего количества туристов, приезжающих в Аляску, интересуют именно её яркие аборигенные культуры. Хорошо известно, огромное влияние всюду в Аляске оказала русская культура. Первое русское поселение на острове Кадьяк в 1784 году в Бухте Трех Святителей была основано открывателями экспедиции Григория Шелихова.
Многие охотники и торговцы пушниной из России стали прибывать сюда, строя дома на полуострове Кенай и в Ситке (остров Баранов), которая стала столицей в Русской Америке. Российский период в истории Аляски продлился с 1741 года до 1867 года, когда Аляска была продана США за 7,2 миллионов долларов. Но русская культура и русская православная церковь, представляющая её в первую очередь, продолжает оставаться жизненно важным аспектом аляскинской культуры в целом в Юго-Восточной, Юго-Западной, Южно-центральной Аляске. Знакомые луковичные купола церквей встречаешь в Кадьяке, Джуно (столица штата), Уналашке, Кенае, Анкоридже, конечно, Ситке и в других городах штата.
Юго-Восточная Аляска – историческая родина индейского народа тлинкиты, исторических поселений народа хайда и современных поселений индейской группы цимшианы. Говорят, что в наше время жителей Юго-Восточной Аляски легко определить по их предпочтениям в моде – легендарным «шэтджэкс» (shirt-jacs), рубашкам-пиджакам и «аляскинским тапочкам» (или «аляскинским теннискам» или «аляскинским кроссовкам»), как называют сапожки (и полусапожки) из неопренового каучука Xtratuf - XtraTuf Boots. Сказано, у шотландцев килт, у французов берет, а сапоги XtraTuf ясно идентифицируют жителя Юго-Восточной Аляски.
Среди главных культурных и исторических достопримечательностей Юго-Восточной Аляски - тотемные столбы индейцев-тлинкитов, русская архитектура, петроглифы. Многочисленные петроглифы были обнаружены на Петроглиф-Бич, к северу от города Врангель, а также на побережьях многих островов в окрестностях, что свидетельствует о долговременной исторической оккупации этих мест индейцами-тлинкитами.
В Ситке расположен Национальный Исторический Парк Ситка, официально учрежденный 18 октября 1972, чтобы сохранить память о тлинкитах и русском периоде на Аляске.
Историческая и культурная зона находится недалеко от устья реки Индиана, которая в 1804 году явилась местом вооруженного конфликта между индейцами-тлинкитами и русскими охотниками на пушного зверя под предводительством купца и правителя русских поселений в Америке Александра Баранова (сопровождаемыми алеутами). Сегодня конфликт известен как битва при Ситке (или Осада Новоархангельска). Посетители парка, прогуливаясь по лесистым тропам, проложенным между гигантских ситхинских елей, папоротников, густых кустарников и прекрасных цветов, узнают многое об истории края, которую рассказывают тотемные столбы. Внушительная коллекция тотемных столбов, точные копии оригинальных, устроена вдоль 3.3 километров троп. Оригинальные тотемы, в виду их ухудшающегося состояния, были перемещены в специальное хранилище.
Примерно на расстоянии 800 метров от Парка находится Дом епископа, выстроенный в 1842 году из местной ели финскими плотниками. Первоначально известный как «Русская Миссия с сиротским приютом, он один из четырех примеров российской колониальной архитектуры в Западном полушарии. Епископ Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), священнослужитель, учитель и лингвист, проживал в нём до 1859 года. До 1972 года дом представлял одновременно и школу, и место проживания, и храм.
Без сомнения заслуживает внимания чудный Собор Святого Архангела Михаила, православный храм, купол которого доминирует над горизонтом Ситки. Построенный между 1844 и 1848 годами это выдающийся пример русской церковной архитектуры. Существующая структура воссоздана на месте сгоревшего 2 января 1966 года оригинального здания.
В Историческом музее Ситки экспонируются многочисленные экспонаты, артефакты, фотографии, архивы, связанные с историей тлинкитов и Русской Америки и Ситки после продажи Аляски Америке. Прекрасно образованные сотрудники музея дают ответы на все заинтересовывающие исторические вопросы, интерпретируют артефакты. Это действительно очень специальное место, где в большом количестве собраны произведения искусства тлинкитов. Есть большой выбор сувениров – изделий с символами и орнаментами тлинкитов, а также матрешек и лаковых шкатулок в русском стиле.
Безусловно, путешествуя по Юго-Восточной Аляске невозможно обойти вниманием местные сувениры. В Ситке замечательно представлены изделия ремесел индейцев - тлинкитов и подарки в русском стиле.
Российско-Американская Компания - Рэндом Хаус охватывает магазины, в которых главный акцент делается на изделия русских декоративных искусств. Украшения из янтаря, жостовские расписные подносы, броши, шкатулки, фарфор. Расписанные вручную матрешки, шкатулки специально обученными художниками – Палехская роспись, росписи Мстёры, Холуя, Федоскино. Компания является официальным дилером современных ювелирных изделий Фаберже. Также предлагается большой ассортимент искусства Аляски – изделия из слоновой кости, корзины из китового уса, тотемные маски, броши с тотемными мотивами.