На западном берегу медленно несущей свои воды реки Меконг, в сорока километрах от административного центра провинции Тямпасак Паксе расположился скромный город Тямпатсак (Тямпасак). Назвать его спокойным городком - мало сказать. Крупными событиями, вторгающимися в сонную атмосферу города, можно посчитать настороженный лай собаки, кудахтанье курицы, переходящей через тропинку или звук клаксона проезжающего автомобиля. Тем не менее, туристы любят этот город. Есть несколько очень приятных прибрежных пансионов и отелей, где можно поселиться. Но основной интерес для туристов – Ват Пху, руины древнего кхмерского храма, находящиеся в восьми километрах от города.
Живописный Тямпатсак когда-то считался центром лаосской Вселенной, был столицей королевства Тямпатсак, независимого лаосского государства, просуществовавшего до 1945 года. Во время колониального периода он являлся центром для французского правительства, и как следствие в городе сохранилась красивая французская колониальная архитектура на главной улице. ебольшой, но интересный, прежде всего своим исключительным символизмом, храмовый комплекс Ват Пху, в 2002 году включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, - один из главных исторических моментов во время путешествия в Лаос.
Ват Пху, на первый взгляд совсем не кажущимся тем храмом, который мог бы представлять империю – один из цепочки потрясающих кхмерских храмов, охватывающих все географические точки, которые входили в кхмерскую империю, от Аннамитских гор до Таиланда. Тем не менее, некоторые археологи полагают, что возможно Ват Пху был первым храмом из построенных в стиле Ангкор Ват и в этом, безусловно, заключается его выдающееся значение.
Как правило, все кхмерские храмы ориентированы на восток, но в идеале Ват Пху – чуть южнее, по направлению на реку и гору, Пху Као, у подножия которой он находится. Дорога на юг от храма приводила к другим храмам и в конечном итоге к Ангкору. Гора в самом верху имеет выпуклость, напоминая лингам, благодаря чему получила огромную духовную важность. Её считали домом бога Шивы, а река, протекающая в шести километрах от храма, представлялась как мировой океан или река Ганга. Храм естественно посвящен Шиве.
Храм существовал на этом месте, начиная с пятого-шестого века, в период раннего мон-кхмерского государства Ченла, город, лежащий на западном берегу Меконг, был деревянный, поэтому не сохранился. И сегодняшние руины относятся к периоду с одиннадцатого до тринадцатого века. К одиннадцатому веку кхмеры восстановили город и сегодня можно видеть некоторые сохранившиеся детали, напоминающие об Ангкоре, - каменные дорожки, перемычки с резьбой, барельефы. Храмы, святыни, бараи, размещенные в геометрическом порядке, и ведущие к святыне, где находился лингам Шивы, освящаемый водой из святого источника, посвященного Парвати, супруге Шивы, покрывают область примерно десять квадратных километров. Вода из источника, проходя под землей, выходит на поверхность через источник Парвати, откуда пройдя несколько бараи и лингам, впадает в Меконг, благословляя всё на своем пути к югу. Бараи (барай - рукотворное водохранилище), на общей территории 1.4 километра к востоку, тянутся от священного источника. Сегодня только один наполнен водой.
Как и большинство кхмерских структур, в тринадцатом веке храм был преобразован и стал центром поклонения приверженцев буддизма Тхеравады. Святилище, на фасаде которого современное изображение Будды, по-прежнему используется для проведения религиозных обрядов.
Два дворца (термин дворец имеет условное значение), северный и южный (или мужской и женский, но без подтверждающей научно основы) с чудесной резьбой на фронтонах, находятся на террасе по обе стороны от ориентировочной оси. Каждый, состоявший из прямоугольного двора с коридором и входом со стороны оси, с ложными дверями на востоке и западе. Остатки дворцов интересны сохранившимися фронтонами и перемычками, в стиле раннего Ангкор-Вата. На следующей террасе – небольшая (плохо сохранившаяся) святыня, посвященная Нандину (белый бык - верховое животное Шивы). Четко определенная линия, ведущая по направлению к Ангкор Вату, раньше представляла паломнический путь по кхмерской империи. Каждые девять километров имелись «дорожные дома», где паломникам предлагали проживание, питание, жилье и еду для животных, медицинские услуги.
На узкой следующей террасе останки шести небольших святынь, разрушенных кладоискателями. Центральное святилище, по размеру едва ли составит пять на три метров, находится на верхней седьмой террасе и состоит из двух секций. Передняя часть, построенная из песчаника, в настоящее время занимают четыре изображения Будд и тыльная кирпичная секция, в которой и находился лингам. К северу от святилища – «крокодилий камень» (камень с вырезанным изображением крокодила), на котором в шестом веке, если верить одному старинному китайскому тексу, ежегодно совершались человеческие жертвоприношения.
На равнине, примерно в одном километре к югу от так называемого «храма Нандина» - остатке маленького храма двенадцатого века, Нанг Сида, дальше – Тхао-Тао (12 век). С другой стороны Меконга – То Мо (12 век), примечательного тем, что в нем содержатся скульптуры, среди которых выделяется особенной красотой Мукхалинга - «лингам с человеческим лицом». Замечательная возможность исследовать Ват Пху, полюбоваться на живописные меланхолические деревни, рисовые поля и дикую природу, богатую биологическим разнообразием, - круиз вдоль реки Меконг.
Предпочтительный вид транспорта в Тямпатсак – велосипед, в последнее время мотоцикл. За небольшой промежуток времени открылось несколько бутик-отелей. В отеле «Inthira Champanakone» четырнадцать номеров, расположенных вокруг белого цвета колониального особняка, когда-то китайского торгового дома. Недалеко от города в скором времени собираются построить новый курорт. Хороший отель «La Folie Lodge» (24 номера) находится на Донг Даенг, на острове с противоположной стороны реки, имеет ухоженный сад и превосходный бассейн.
В Тямпатсак, как и в любом уважаемом курортном месте Лаоса, есть свой спа-салон, размещающийся в старом деревянном доме. Для массажа, в лаосском стиле, используются самодельные эфирные масла. Среди вещей, которые могут заинтересовать, скромный ресторан «Frice & Lujanie», с двумя обеденными столиками, расположенный в бунгало 1950 года с верандой с передней стороны. В ресторанчики предлагают блюда северной итальянской кухни (из Фриули), приготовленные по рецептам восемнадцатого-девятнадцатого веков. Все продукты – от макарон до поркетты – делают в ресторане, нигде не заказывая. Соответственно, блюда совсем недорогие. Чудесный обед на двух человек с включением в него нескольких бокалов неплохого французского столового вина, будет стоить около 20-25 долларов.
В Тямпатсак можно заказать деревянную лодку с длинной кормой, и отправится на экскурсию к югу, к Си Пхан Дон («четыре тысячи островов»). Места, где Меконг, река в самом широком месте составляющая четырнадцать километров, растекается на бесчисленные притоки, образуя архипелаг островков и песчаных бар, усеянных пальмами и рыбацкими деревнями с домами на сваях.