Небольшой Туркестан – древнейший город на территории Казахстана. Основанный примерно в 500 году до нашей, Туркестан является одним из главных мест паломничества мусульман и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город расположен недалеко от реки Сыр-Дарья, в Южно-Казахстанской области, железная дорога связывает город с Оренбургом в России и Ташкентом в Узбекистане.
1500-летняя история города, замечательные исторические памятники, но, прежде всего, конечно, знаменитый Ханака (Мавзолей) Ходжи Ахмеда Ясави делают город популярным туристическим местом назначения. Для мусульманских паломников это священное место.
Сказано, что три паломничества в Туркестан в Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави приравнивается хаджу в Мекку.
В одиннадцатом столетии Ходжа Ахмед Йасави, Великий суфий, исламский пророк, поэт и мистик, основатель суфийского братства Тарикат, некоторые мусульмане рассматривают его как законного наследника пророка Мохаммеда, способствовал превращению города в главный центр ислама и образования, привлекавший ученых со всех уголков Средней Азии.
Ходжа Ахмед Йасави умер в 1166 году и был похоронен с великими почестями. Над его могилой построили «мазар» - куполообразное надгробие. Армии поклонников стали приходить к могиле, многие жертвовали сокровища, что привело к заинтересованности Тохтамыша, хана Золотой Орды, не раз нападавшего на город, чтобы разграбить место захоронения.
Ханака, который вызывает неподдельное восхищение своей прекрасной архитектурой, появился на месте старого мазара после прибытия в Яссы (название Туркестана в средневековое время) Тамерлана.
Считается, что эмир Тамерлан остановился в Яссах по пути следования к своей невесте в 1389 году, чтобы помолится. Плохое состояние мазара произвело на него подавляющее впечатление, и он заказал строительство великого мавзолея для святого человека, многие историки считают, что в проектировании мавзолея Тамерлан сам принимал непосредственное участие. Строгие пропорции, пространственное размещение, даже материал для священного казана является идеями Тамерлана. Основной материал, использовавшийся при строительстве, ганч (смесь глины и гипса). Тамерлан также даровал земли и арыки, определил источники дохода для мавзолея и выбрал людей, которые должны были служить в нём.
Строительство успешно продвигалось, контролируемое персидскими подрядчиками. Надписи, оставленные создателями мозаики, из Шираза, указывают на то, что мозаика была положена в 1397 году. К сожалению, Тамерлан не успел закончить грандиозное творение, он умер зимой 1405 года. Входной портал, единственное место, и сегодня так и остался не украшенным мозаикой. Фасад с двойными кирпичными минаретами был построен в конце шестнадцатого века при Абдулле Хане II, хотя проект Тамерлана строго соблюдался. Стены по сторонам фасада так и остались в незаконченном виде.
Но даже, несмотря на незавершенность, сооружение являет превосходный образец тимуридской архитектуры, отличительного искусства, распространившегося по всей империи Тимуридов и даже за пределы её, для которого характерны многие инновационные технологии и интересные детали.
Мавзолей господствует над Туркестаном, его легко определить уже с большого расстояния. 44 метра высотой с огромным куполом, имеющим диаметр с внешней стороны 22 метра. Во всей Средней Азии это самый большой, сохранившийся, сфероконический купол с одинарной оболочкой, строившийся согласно математическим расчетам, развитых в 10-11 веках, такими учеными как Аль-Фараби.
Мавзолей особенно интересен тем, что представляется совершенно разным, когда его рассматриваешь с разных углов. Огромный портал, обращенный к юго-востоку, внушителен и особенно впечатляет, когда его освещают первые лучи восходящего солнца. Яркие купола, покрытые разноцветной майоликой, стены с изящной мозаикой излучаются великолепными цветами, когда солнце опускается за горизонт. Подобно другим великим исламским архитектурным творениям, как например Тадж-Махал, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави заколдовывает на расстоянии, а вблизи ослепляет несравненной красотой и масштабностью.
Ханака представляет структуру прямоугольную в плане, ориентируемую с юго-востока на северо-запад. Малая мечеть, Малый Аскарай и Большой Аксарай (дворцовые помещения) Китапхана (библиотека) Асхана (кухня) Кудукхана (колодезная) – помещения мавзолея, сгруппированные вокруг Казандыка (главного зала).
Усыпальница Ходжа Ахмеда Ясави - купольное помещение квадратной формы в центре, которого находится надгробие - Кабырхана.
В центре Казандыка установлен Тай казан – огромный ритуальный казан (2.45 метра диаметром и весом две тонны), отлитый из бронзы мастером-металлургом Абдул-газизом-Шарафутдин-улы аль Тебрези. Легенда гласит, что казан отлит из сплава, состоящего из семи металлов – железо, цинк, свинец, олово, медь, серебро и золото.
Вода, налитая в казан, заряжается энергией металлов, и пить такую воду очень полезно для здоровья. Казан рассчитывался на 600 литров воды, необходимой для каждого мусульманина, чтобы сделать глоток священной воды после пятничной молитвы в мечети Мавзолея. Долгое время этот священный объект показывался в Государственном Эрмитаже (в Санкт-Петербурге), но был возвращен на родину и сегодня гордо демонстрируется в своем историческом доме, символизируя единение казахского народа.