Турин, один из очаровательных, восхитительных, волнующих городов, который часто называют самым французским городом в Италии и самым итальянским городом во Франции. Причина частично исторического характера, а частично архитектурная. С конца 13 столетия до 1861 года Турин являлся столицей Савойи, самостоятельного герцогства, простиравшегося как по территориям нынешней Франции, так и Италии.
Архитектура Турина 17-18 веков, вдохновленная вкусами французского двора, воссоздана в широких улицах, просторных площадях, выровненных невысокими зданиями в неоклассическом стиле.После завладения Турина Наполеоном светлые умы города начали распространять новые идеи, которые в конечном итоге воплотились в движение Рисорджименто и провозглашению Итальянского королевства с Виктором Эммануилом II Савойским во главе.
Большинство посетителей приезжают в Турин, помня о том, что город - родина Итальянской автомобильной фабрики Турина или ФИАТ-а.Тот, кто не спешит начинать с осмотра достопримечательностей в историческом центре города, тем не менее, находят элегантный и сложно устроенный город. С прекрасными музейными коллекциями, очаровательными, типично итальянскими местами, убеждаясь в том, что Турин – самый приятный из крупных городов в северной Италии.
Символ города - Моле Антонеллиана, своеобразное здание названное в честь архитектора Алессандро Антонелли. Можно сказать, странная структура не только для Турина. Низкая и широкая основа, крутая, конусовидная крыша, которая поддерживает несколько слоев греческих храмов, - сложенные один на другом и возглавляемые в свою очередь иглоподобным шпилем (167 метров). Моле проектировалась как синагога, но поскольку еврейское сообщество отказалось финансировать проект, это сделало правительство Турина и сегодня Моле, архитектурная гордость города, является самым высоким в мире музеем – в Моле размещается Национальный музей кинематографии.
Как исполнение обета, данному Деве Марии, Виктор-Амадей II, за победу над войсками Людовика XIV, поручил сицилийскому архитектору Филиппо Ювара, ярчайшему представителю позднего барокко, выстроить базилику на холме Сугреда.Отсюда он со своим кузеном Евгением Савойским наблюдали за исходом сражения между французами и испанцами (за испанское наследство) в 1706 году. Виктор-Амадей став на колени перед старым пилоном, поклялся, что, если победит, то воздвигнет памятник Мадонне. Позже Виктор-Амадей был коронован как король Сицилии (в 1711) и затронул вопрос о строительстве церкви, которое началось в 17717 году и продолжалось четырнадцать лет. Все строительные материалы перевозили на вершину каменистого холма, второго по величине в Пьемонте (672 метра) с помощью ослов. 20 июля 1717 года церковь в присутствие короля Савойского Карла Эммануила III была открыта со всеми полагающимися церемониями.
Базилика Сугреда в барочном стиле, самая выдающаяся работа архитектора, возносящаяся высоко над городом. Правда экстерьер базилики, с великолепным неоклассическим портиком, который поддерживают восемь массивных коринфских колонн, и высоким барабанным куполом прекраснее, чем несколько мрачное внутреннее пространство, круглый зал с шестью часовнями. Церковь является пантеоном для представителей Савойского Дома, усыпальницы повсюду и королей Сардинии в Крипте Королей ниже главной часовни/
В 1800 году было предложено преобразовать церковь в «Храм Благодарности» (Темпио дела Риконошенца). Гробницы похороненных в церкви грозились перенести в другое место, чтобы освободить место для праха павших за Пьемонт якобинцев, но ничего из задуманного не осуществилось.
В памяти итальянцев «Сугреда» навсегда связано со страшной трагедией, когда в авиакатастрофе 4 мая 1948 года погибли все члены футбольного клуба «Торино» и сопровождавшие их лица, летевшие домой из Португалии (самолет врезался в стену базилики). Шок был настолько велик, Торино считалась гордостью нации, около миллиона человек присутствовали на похоронах в Турине. Небольшой музей «Гранде Торино» о команде, погибшие игроки которой стали почти святыми покровителями города, и мемориальная доска на задней части здания напоминают всегда о трагических событиях. Каждый год 4 мая проходит Торжественная месса в память о жертвах.
Будучи в Турине, ни в коем случае не стоит упустить шанс посетить Музей египетских древностей, более известный как египетский музей, сохраняющий самую крупную и важную коллекцию в мире, после Каирского музея. Египетский музей расположен в историческом дворце академии наук, в нем же находится галерея Сабауда (галерея Савой), основу которой положила исключительная коллекция Савойской династии, известной многовековой страстью к коллекционированию художественных произведений.
Королевские предпочтения Савойского Дома узнаваемы, это в большей степени фламандская и нидерландская школы живописи. Произведения Антониса Ван Дейка, Яна ван Эйка, Рембрандта, Ван дер Вейдена...
Крупнейшая и выдающаяся коллекция североевропейской живописи во всей Италии. Два их самых ценных фламандских шедевров «Страсти Христовы» Ганса Мемлинга и «Стигмата Святого Франциска» Ян ван Эйка - в галерее Сабауда.