История Государственного Русского Музея начинается с коллекции императора Александра III, когда его сын император Николай II решает основать музей в память об отце. Коллекцию, составленную, в том числе, из художественных работ, взятых в Эрмитаже и Императорской Академии Художеств, Аничкова дворца, Царскосельского Александровского дворца, разместили в Михайловском дворце, построенном в стиле ампира по проекту архитектора Карло Росси для Великого князя Михаила Павловича.
Для широкой общественности музей открылся в 1898 году. После революции 1917 года много частных коллекций было национализировано и передано в Русский музей, среди работ и «икона футуристов», по определению Александра Бенуа, один из Чёрных квадратов Малевича (ещё один находится в Эрмитаже, а два в Москве – в Третьяковской галерее).
Коллекции музея, освещающие полнейшую историю русского искусства, насчитывают более чем 400.000 художественных произведений, начиная с иконописных работ десятого-одиннадцатого столетий. Живопись, рисунки, графика, скульптура, предметы прикладного и народного искусства.
Главное здание, Михайловский дворец, располагается на Площади Искусств. После смерти Великого князя, дворец переименовали дворец Великой княгини Елены Павловны, супруги Михаила Павловича, известной благотворительницы и общественной деятельницы. Прославился и тем, что в нём давались великосветские балы и ставились театральные постановки. До 1917 года он назывался Русским Музеем императора Александра Третьего. Некоторые из залов дворца сохраняют роскошные интерьеры, созданные в итальянском стиле.
Кроме Михайловского дворца, коллекции размещены и в других зданиях – импозантных дворцах, принадлежащих высшим мира сего в российской истории. Летний дворец Петра Первого, Мраморный дворец графа Григория Орлова, роскошный Строгановский дворец, построенный по проекту зодчего Франческо Бартоломео Растрелли, расположенный на Невском проспекте. Кроме того, музею принадлежит Летний и Михайловский сады и Домик Петра Первого.
Русский музей – это сокровищница национального искусства. От иконописной живописи в византийском стиле к авангардистским экспериментам начала двадцатого столетия, весьма востребованным в современное время на художественной международной сцене.
И если Русский Музей не может конкурировать с Третьяковской галереей в отношении иконописных работ, то он восполняет этот «пробел» потрясающей по богатству и количеству шедевров коллекций живописи 19 века.
Тем не менее, в целом иконописная коллекция музея насчитывает около пяти тысяч икон – в период до начала двадцатого века.
В иконописной коллекции находятся иконы апостола Павла, апостола Петра, пророка Софония, Сретение - работы великих мастеров Андрея Рублева и Даниила Чёрного, созданные ими для Успенского собора в городе Чернигов. Иконы крупнейшего мастера русской культуры семнадцатого века Симона Ушакова – Троица, Нерукотворный Спас.
Необходимо отметить такие произведения древнерусского искусства как украшения 10-12 веков, найденные в древнерусских поселениях и курганах – колты, браслеты, гривны, перстни. Они демонстрируют невероятно яркую творческую мысль древнерусских мастеров, удивительно изысканные технические приемы (скань, зернь, чернь, перегородчатая эмаль). То, что прославило произведения далеко за пределами Земли Русской.
Среди знаковых произведений – жанровые работы Алексея Гавриловича Венецианова, Павла Андреевича Федотова. Венецианов живописал крестьянский образ, тогда как Федотов замечательно передал на своих полотнах типичную жизнь российской аристократии в начале 19 столетия.
Работы художников, входивших в общество «передвижников» можно назвать без преувеличения назвать популярным национальным искусством, а его главными воплотителями – Ивана Ивановича Шишкина и Николая Николаевича Ге. Гениальные произведения Николая Николаевича Ге на исторические и религиозные темы только в современное время находят достойную оценку.
Илью Репина называют величайшим российским живописцем, работавшим в жанре реализма. Живопись Репина превосходно представлена в Русском музее. Особенно достопримечательные работы – «Портрет Льва Толстого», «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Садко в Подводном Царстве».
Великие живописцы конца девятнадцатого века – начала двадцатого века Василий Суриков и Виктор Васнецов продолжили традиции передвижников, специализируюсь на живописных исторических сценах, но более важную роль в тот период получают элементы мистики и символики.
Обязательно надо назвать Василия Верещагина и его экзотическую живопись на темы Средней Азии и Ближнего Востока. Ещё один главный момент - нежная мечтательная пейзажная живопись Архипа Куинджи, умевшего передать редчайшие нюансы цвета и света.