Петропавловский собор, расположенный на территории Петропавловской крепости, старейший архитектурный ориентир в Санкт-Петербурге крепко связанный с историей города и династией Романовых, являясь усыпальницей почти всех правителей, начиная с Петра великого. Считается второй по высоте структурой города после телевизионной башни. Высота собора 122.5 метров. Правда, как планируется, новый небоскреб, Leader Tower, строительство которого планируют завершить в 2012 году, будет выше собора на 17, 5 метров.
Первую деревянную церковь построили на Заячьем острове спустя месяц после официального основания Санкт-Петербруга и освятили 1 апреля 1704 года. В 1712 году по проекту архитектора Доменико Треззини началось возведение каменного храма, который был закончен спустя двадцать лет и освящен 29 июня 1733 года.
Архитектурное достоинство здания собора в том, что он знаменовал совершенно новый стиль, принципиально противоположный традиционным православным храмам. Созданный в стиле так называемого петровского барокко - прямоугольная форма, трехъярусная колокольня с игольчатым шпилем напоминают особенности, характерные для протестантских церквей. Влияние архитектуры столь любимой Петром Голландии, очевидно. Фигура летящего ангела с крестом, увенчивающая шпиль колокольни, обитый золотым листом, является самым важным символом Санкт-Петербурга. Шпиль – работа голландского мастера Хармана ван Болоса, Часы для колокольни, купленные за 45 000 рублей, огромная сумма по тем временам, были привезены из Голландии.
Интерьер представляет зальный тип храма, разделенный на три нефа с юго-запада на северо-восток. Стены декорированы пилястрами и головками херувимов на окнах. В зале выставлены трофейные знамена – копии, подлинники сохраняются в Эрмитаже.
Живописные сцены из библии украшают стены собора - произведения художников начала-середины восемнадцатого столетия.
Потрясающий по красоте иконостас создавался группой более чем из сорока скульпторов и архитекторов под руководством гениального мастера (архитектора, скульптора, резчика, живописца) Ивана Зарудного. Фантастические Царские врата из бронзы (по проекту архитектора Александра Ивановича Кракау) в центре иконостаса открываются для выноса Святых Даров во время литургии. Принимая во внимание экстерьер собора в стиле протестантских церквей, живопись иконостаса выполнена больше в духе символов католической церкви.
Могилы императоров, великих князей и их семей не менее экстравагантны и без сомнений заслуживают особого внимания, поскольку кроме как таково прекрасных надгробий-памятников, изготовленных из ценных камней, включая серо-зеленую алтайскую яшму, они знаменуют вехи российской истории. Над украшениями надгробий царя-освободителя Александра Второго и императрицы Марии Федоровны, его супруги, работали главные мастера из Петергофа в течение семнадцати лет. По-прежнему на могилу Петра Великого, основателя Великого Града, люди несут живые цветы. Последними из династии Романовых были похоронены в 1998 году члены расстрелянной большевиками царской семьи – последнего российского императора Николая Второго.
История колокольни собора трагично и вместе с тем прекрасна. Являясь самой высокой структурой, она несколько раз становилась жертвой природных стихий, молний, фактически сгорела дотла 29-30 апреля 1756 года. Колокола погибли в огне, но роскошный иконостас удалось спасти в самый последний момент. В 1766 году Екатерина Великая свои указом велела восстановить колокольню в точности с разрушенной. Новая башня была представлена в 1776 году. Новые колокола изготовил известный голландский мастер Орт Красс. Типичный фламандский карильон, установленный на соборной колокольне, подарок из города Мехелен в Бельгии.