Посёлок (пуэбло) Сан-Педро-де-Атакама центр коммуны Сан-Педро-де-Атакама (провинция Эль-Лоа, область Антофагаста) в Северном Чили, одно из самых излюбленных мест, как у чилийцев, так и у иностранных путешественников. Входит в тройку самых популярных направлений в Чили наряду с Национальным парком Торрес дель Пайне и островом Пасхи, и называется археологической столицей Чили.
Сан-Педро-де-Атакама – это оазис на высоте почти 2500 метров над уровнем моря, лежащий по северной границе крупнейшего в Чили солончака Салар-де-Атакама в пустыне Атамака. Зеленую область омывают воды Рио-Сан-Педро, протекающей недалеко от поселка.
Многие туристы приезжают в поселок, рассматривая Сан-Педро-де-Атакама как отправную точку в окружающие местности. В самом городке на выбор предлагаются хорошие рестораны и гостиницы, организующие экскурсионные туры во всех направлениях в области. Никаких ночных развлечений, здесь совершенно иные интересы, везде спокойно и все дорого, учитывая чрезвычайную популярность места. Можно пребывать в уверенности, что в Сан-Педро-де-Атакама безопасно, хотя случаются случаи мелкого воровства. Но как говорят местные жители, единственная опасность - это беспризорные собаки, их называют «Сан Перро де Атамака» (перро=собака). В большей степени они дружелюбные, но некоторые пытаются укусить непонравившихся им велосипедистов. Изначально это было место путешественников и носильщиков.
Приятный городок, названный в честь его духовного покровителя святого Петра, имеет и свои достопримечательности. Городская площадь, без сомнения, одна из главных. Даже просто приятно находится летними вечерами под огромными вечнозелеными деревьями Перуанского перца, растущими на ней, наблюдая за жизнью вокруг. Не все, но большинство центральных улочек Сан-Педро-де-Атамака покрыты «вичуфита» (смесь соли и минералов), что придает им оригинальный вид, но главное материал способствует тому, что меньше грязи.
Главная улица городка - Караколес, названная так, потому что шахтеры уезжали отсюда работать на серебреный рудник Караколес, один из самых богатых серебреных рудников в стране, открытый Хосе Диас Гана 25 марта 1870 года.
Сегодня на Караколес расположены рестораны, магазины, туристические бюро, приветствующие туристов со всех континентов.
Знаменитый во всем мире археологический музей основал миссионер –иезуит бельгиец Гюстав Ле Пейдж. Он и назван в честь создателя, Археологический музей Гюстава Ле Пейджа, человека, служившего пастором с 1955 года вплоть до своей смерти в 1980 году, который большую часть своей жизни посвятил поиску, сбору, изучению археологических памятников древней культуры пустыни Атамака. Благодаря его трудам и помощи Северного Католического Университета был основан этот превосходный музей.
В музее, разместившемся в современном здании с гексагональной формы залом и восемью выставочными пространствами, сохраняется около 4000 черепов, много мумий, оружие, одежда, украшения, драгоценности, текстиль, керамика разных периодов, в общей сложности более 380000 археологических и этнографических объектов, иллюстрирующих одиннадцать веков истории культуры Атакама.
Церковь святого Петра, крупнейшая в Андском регионе, построенная из «адоба» и окруженная забором из того же материала. До 1641 года она являлась приходской церковью, но существующее здание построили в 1744 году. При покрытии крыши использовали стволы кактусов.
Самая старая постройка в Сан-Педро-де-Атакама – Дом инков (Каса инкаика), расположенный недалеко от центральной площади города, характерный для архитектуры инков. Построенный из деревянных балок, ветвей и соломы, с тяжелой каменной стеной, которую делят ворота трапециевидной формы.
Многие из традиций древней культуры Атамака сохраняются в Сан-Педро-де-Атакама. Одна из них – духовное путешествие через употребление галлюциногенов, а также легенды вулкана Ликанкабур, чьи очертания можно видеть на горизонте. Туристов, вне всякого сомнения, заинтересуют изделия местных ремесел, плетеных предметов и керамики, продающиеся в нескольких сувенирных магазинах, также дань традиции древней культуры.
И ещё стоит предупредить, что ни в коем случае нельзя покупать археологические находки, которые могут предложить случайные коробейники. Независимо оттого продаешь или покупаешь археологическую реликвию, действия приравниваются чилийскими законами к воровству, что карается гигантскими штрафами и заключением под стражу.