Город Пуно, расположенный на берегу легендарного высокогорного озера Титикака, называют фольклорной столицей Перу. Третий город, после Куско и Лимы, привлекающий огромное внимание со стороны туристического международного сообщества. Пуно находится в центре туристического направления Лима-Куско-Боливия. Именно здесь развивалась одна из важнейших культур древнего Перу – культура Тиауанако, археологические свидетельства которой вызывают восхищение, продолжателем цивилизации явился народ аймара, впоследствии подчиненный и ассимилированный в большой степени инками.
Согласно преданию, первый Инка Манко Капак вместе со своей сестрой и супругой Мама Окльо вышли из глубин озера Титикака, посланные отцом Богом Инти (Солнце), чтобы править Тауантинсуйу, разделенное на четыре провинции. В пределах Пуно - провинция Кольасуйу, центр её, протянувшись на плато Кольяо, занимал территории Перу и Боливии.
Нет сомнений в том, что для очень многих перуанцев озеро Титикака – священное место.
Когда испанцы прибыли в середине 16 века в Куско, они узнали о месторождениях золота и серебра региона. В 1665 году богатыми землевладельцами из провинции Пуно братьями Хосе и Гаспаром Сальседо было поднято восстание против колониального правительства. Около 1660-х годов они обнаружили богатейшие серебреные месторождения в Лайкакоте и на тот момент являлись одними из богатейших людей в Испанской Америке. Обширные связи братьев, их огромное влияние не только среди переселенцев, но и коренного населения Перу угрожало устоям Испанской Короны. Сам вице-король Перу Фернандес де Кастро вынужден был отправиться в район для подавления мятежа.
Город Пуно был основан четвертого ноября 1668 года и в него переселили десять тысяч человек из города, организовавшегося вокруг рудников, который Фернандес де Кастро приказал сжечь. Пуно стал столицей провинции.
Основные достопримечательности Пуно, которые стремятся увидеть путешественники, находятся вне города – плавающие острова индейцев урос, построенные из тростника по берегам озера Титикака, и древнее, относящееся к доинкской эпохе кладбище Сильюстани.
Однако не стоит пренебрегать и самим городом, особенно живописным в дни ярких фестивалей. Говорят, что в Пуно с определенной регулярностью исполняют 350 танцев, хотя Институтом Национальной культуры и было зарегистрировано официально только 240 танцев, иллюстрирующие волшебные индейские истории.
Самый грандиозный из них – большое и важное культурное событие, с музыкой, танцами, костюмированными представлениями, в жизни города – Праздник в честь Девы Канделария, покровительницы города Пуно, второго февраля. Глубокая вера и преданность божьей матери наглядно проявляется не только в февральские дни, самобытные обряды и обычаи, посвященные Господу Иисусу Христу, интересно наблюдать в Страстную пятницу.
Основной момент центра Пуно Пласа де Армас внушительный по размерам Собор Пуно в архитектурном стиле андского барокко (барроко андино или аркетиктура местиса), имеющий статус Малой Базилики. Его строительство финансировалось богатыми людьми региона и датируется серединой восемнадцатого века. Собор построили в так называемом «кольце дьявола», церемониальном месте для кечуа.
Имя зодчего перуанца Симона де Асто значится над входом. Его заслугой является то, что он «контрабандой» украсил фасад цветами «панти», которые по перуанским поверьям облегчают страдания. Цветок «панти» темно-красного цвета, росший в Андах, даже на бедных почвах и в засушливых районах, исчез навсегда в дикой природе, как и Великая цивилизация Инков. Его можно сравнить с Космос атросангуинеус или Космос Энкарнадо из Мексики, декоративным эффектным цветком - единственный сохранившийся клон, выведенный путем вегетативного размножения.
Интерьер церкви характеризуется простотой и просторностью. Мраморный алтарь создан по проекту архитектора Эмилио Харт Терре. Два чудесных скульптурных изображения, Иисуса («Сеньор де ла Бала») и Девы Марии («Вирхен-де-лос-Ремедиос»), были привезены в высокогорье еще в первые годы существования колонии.
Бала на испанском языке «пуля». Распятие называлось Сеньор дель Кинарио (Господь Пятерной), но в ходе вооруженной драки между басками и андалузцами на шахтах в Сан-Луис де Альба, в правое плечо изображения Иисуса попала пуля из серебра. По этой причине оно и стало называться «Господь Пули». Традиционно, во вторник на Страстной неделе организуется процессия с «Сеньором дель Бала» по главным улицам города. Она обращается к Богу с просьбами послать дожди на поля. На правой стороне фасада собора коллекция, рассказывающая о Страстях Христовых, отвечающая тем Орудиям Страстей, указанным в Евангелии, только крест зеленого цвета.
Рядом с Пласа де Армас расположен самый старый дом в Пуно, 17 столетия, Ла Каса дель Коррехидор, с оригинальным деревянным балконом в испанском стиле (балкон можно видеть только снаружи, посетители не допускаются). В этом доме останавливался вице-король Перу по прибытию в Пуно в 1668 году для подавления мятежа, поднятого братьями Сальседо. Сейчас в нем размещается «культурный комплекс» с художественной галереей Национального Института Культуры.
Коррехидор – полномочный представитель, отвечавший за правосудие, налогообложение, управление, защиту в городах и провинциях феодальной Испании.
Поблизости Мусео Мунисипаль Карлос Дрейер, имеющий прекрасные коллекции керамики, текстиля, «традиционными» мумиями с деформированными черепами.