Полоннарува, один из знаменитых древних городов в Шри-Ланке, хорошо сохранившийся с древними ступами, красивыми парками, массивными зданиями, потрясающе красивыми статуями, являлся важным городом ещё задолго до 10 века, когда подчинившая себе область тамильская династия Чола сделала город столицей своего королевства. Цари династии Чола, сингальские короли Виджаябаху I, Паракрамабаху I и Ниссанкамалла в значительной степени ответственны за величайшие архитектурные достижения Полоннарува.
Несомненно, правительство Шри-Ланки прилагает всяческие усилия, чтобы сохранить заветную часть истории страны. Лучше всего посещение древнего города начинать с музея и информационного центра, построенного при помощи голландского правительства, чтобы иметь ясное представление обо всем месте. Центр находится на берегу озера, имеет масштабные модели, использует дизайнерские показы, детализированные описательные тексты, видео, служащие великолепным пособием впечатляющему музею с исключительными скульптурами индуистских божеств.
В стороне от музея область дворца Ниссанкамалла (1187-1196 н. э.) с Залом заседаний совета короля, имена министров могут быть замечены вырезанные на колоннах, поддерживавших крышу зала, с каменным львом, который являлся частью трона короля.
Полоннарува являлся столицей Чола с 993 года до 1070 года, когда сингальский король Виджаябаху I изгнал захватчиков с острова, объявив об объединении страны. Во время правления Виджаябаху I в Шри-Ланке буддизм стал вновь основной религией, были восстановлены и построены храмы, дворцы, оросительные системы (во время войны инфраструктуре города был нанесен значительный ущерб).
Но буквально эпических масштабов строительство в Полоннарува, особенно в том, что имело отношение к оросительной системе и развитию рисовых полей, достигло при Великом правителе сингальского государства Паракрамабаху I (1153-1186 н.э.), когда Шри-Ланка стала известна как Амбар Востока. Это был Золотой Век Полоннарува. А Паракрамабаху I, он приходился внуком Виджаябаху I, в учебниках по истории называют «героем Полоннарува». Торговля и сельское хозяйство процветали под покровительством короля. Ни одна капля воды, упавшая с неба, не должна была быть потрачена впустую, каждый в государстве должен был прилагать усилия для разработки земли. Построенные ирригационные системы по сегодняшний день функционируют, поставляя необходимую для культивирования рисовых полей воду во время сухого сезона на востоке страны.
Море короля Паракрама (Паракрама Самудра), включающее три отдельных водохранилища, соединенные узкими каналами, опоясывает город как лента. Оно служило и рвом, который препятствовал захватчикам проникнуть в город и средством существования людей. Полоннарува был абсолютно самостоятельным в господство Паракрамабаху I. Столица со светскими, культовыми и жилыми районами, была окружена стеной.
Полоннарува впитывала в себя многие культурные влияния из Южной Индии, связанных с буддизмом Махаяны, индуизмом, что, безусловно, отражено в архитектуре. Важной тенденцией в тот период являлось и торговля с Индией, Китаем, Персией, странами Юго-Восточной Азии.
В сегодняшние дни Полоннарува представляет один из лучше всего распланированных древних городов, свидетельствующем о величии и порядке королевства. Чола завоеватели посвящали памятники своей религии, брахманизму, особенно храмы Шиве, в которых были обнаружены замечательные бронзовые статуи, в настоящее время они экспонируются в музее в Коломбо.
После завоевания острова Виджаябаху I город покрылся буддийскими святынями, из которых Атадаге, первый храм, в котором хранился Зуб Будды, самый важный и известный.
В построенном в 11 столетии Виджаябаху I, в сегодняшние дни в нем сохранились 54 каменные колонны, поддерживавшие второй деревянный этаж, где хранилась реликвия. Подняться на второй этаж можно было по гранитным ступенькам, несколько ступенек также сохранились. У основания находились три статуи Будды, но сегодня можно увидеть только одну трехметровую статую. Считается, что это единственное здание, построенное при Виджаябаху I. Название храма переводится с сингальского языка, скорее всего как восемь реликвий, ата – восемь. Вероятно, в нем размещалось восемь реликвий, включая Зуб Будды, или оно было построено в течение восьми дней.
Некоторые признаки указывают на то, что оно было построено из частей других зданий эпохи Анурадхапуры. Лунный камень тому превосходный пример. Лунный камень – полукруглая резная «ступенька», находившаяся перед входом в буддийский храм, пороговый указатель, символизировавший переход из мирского пространства в священное. В Шри-Ланке Лунные камни украшали концентрическими кругами с мотивами животных, буддийских символов, как, например, лотос. На некоторых колоннах надписи на тамильском языке, обращенные к тамильским покровителям (из Южной Индии), чтобы защитить священные реликвии. Это аналогично тому, что швейцарские гвардейцы служат в Ватикане, охраняя Папу Римского. Надпись «Великкара» на камне слева от структуры на тамильском языке объясняет, что Зуб Будды охранялся не сингальцами и тамильскими наемниками.
Апогей расцвета Полоннарува пришелся на 12 столетие, когда был построен невероятный город-сад со многими дворцами и святынями.
В центре комплекса руины Королевского дворца, Виджаянта Пасада, возведенного при Паракрамабаху I, и сегодня способные дать представление о том, какой величественной и массивной являлась структура. Как описано в хрониках каменно-деревянный семиэтажный дворец с тысячей (колоннадных) залов. В юго-восточном углу дворца Кумара Покуна, бассейн, который достигался лестницей, ведущей вниз. Как полагают, он являлся частью королевских садов. Водоем построен из твердого камня, что гарантировало всегда прохладную воду, вытекавшую несколькими струями из голов каменных крокодилов с открытыми пастями (две сохранились).
Особенно впечатляющие структуры:
Ланкатилака, с высокими стенами (17 метров) в которой находится колоссальное скульптурное изображение Будды (хотя и без головы), с внешней стороны украшенная лепными фигурами и барельефами.
Галл Вихара, с гигантскими резными каменными скульптурами, являющимися самыми яркими образцами сингальского искусства. Есть четыре изображения Будды. Стоящий Будда с мрачным выражением лица достигает семи метров в высоту, фигура лежащего на боку Будды – 14 метров.
Тиванка Пилимаге, с фресками 13 столетия, иллюстрирующими джатаки, и несколькими резными скульптурами с наружной стороны. Внутри также можно увидеть Будду в необычной «трижды изогнутой позиции», согнутый в коленях, талии и плечах, что характерно для изображения женских фигур, конкретно в Индии.
Около древнего города расположен небольшой «новый город» с несколькими приятными отелями и магазинами, построенными специально для туристов.