Разговор о Пизе неизбежно начинается с упоминания знаменитой Падающей башни, удивительно наклоненной колокольне Пизанского собора. Так или иначе, но, отвлекаясь от технических сложностей башни, можно утверждать, что это великолепный образец романской архитектуры и только небольшая часть прекрасного архитектурного ансамбля, расположенного на Пьяцца дель Дуомо или, как называют в народе, Кампо Дей Мираколи или прато дей Мираколи (Поле Чудес или луг чудес). Габриэле Д’Аннунцио использовал это условие в романе «Может быть, да, может быть, нет» - «Цапля кружила в небе Христа, над лугом чудес».
Соборная Площадь – важный культурный памятник Пизы, центр гражданской, религиозной, туристической жизни. Покрытая большим зеленым лугам, она исключительно пешеходная зона. Нынешний вид площадь обрела окончательно в 19 веке, прежде всего, благодаря проекту архитектору Алессандро Герардеска. Тогда было снесено несколько предшествующих строений, возведены новые резиденции и особое внимание сосредоточилось на реставрации знаменитых памятников.
56-метровая колокольня строилась в течение двухсот лет, с конца двенадцатого века (год основания 1173), как заключительная структура великолепного соборного комплекса. Наклон стал очевиден ещё до завершения строительства, когда были закончены три этажа. Пытаясь уравновесить здание, добавили новые этажи, с одной стороны чуть более высокие, но это привело к противоположному эффекту, башня продолжала наклоняться даже ещё больше.
Работу приостанавливали несколько раз, из-за попыток найти новое решение, до окончания строительства в 1350 году. Архитектурный стиль не менялся, зодчие на протяжении веков оставались верными романскому дизайну. За годы, чтобы выправить структуру, предпринимались многие старания, включая цементные «инъекции» в основание, различные типы крепления, но в конце 20 столетия колокольня все ещё наклонялась ежегодно на 1.2 мм, что приводило к серьезной проблеме – опасность разрушения.
В 1990 году Пизанская башня была закрыта, и колокола перестали звучать.Ведущие инженеры разработали уникальный проект выправления здания, который заключался в том, чтобы выкопать более 70-ти тонн грунта из-под башни и поддержать её стальными кабелями и свинцовыми брусками. Работа была закончена в мае 2001 года, угол наклона сократился и в настоящее время составляет 3,99 ° от вертикальной оси, но подземные работы для укрепления фундамента продолжаются и в сегодняшние дни.
Споров о реальной личности архитектора Пизанской башни было немало. Многое время автором считали Бонанно Пизано, как заверял Джорджо Вазари. Бонанно Пизано – скульптор из Пизы, работы которого характеризуются смешением византийского и классического стиля. В 1185 году Пизано покинул Пизу, уехав в Сицилию в Монреале, где он создал ворота для строившегося в тот период Кафедрального собора, вернувшись в родной город, вскоре умер. Его похоронили у основания Пизанской башни, саркофаг обнаружили в 1820 году. Скорее всего его имя связано с созданием бронзовой двери собора, разрушенной в 1595 году.
Недавние исследования уверенно указывают на пизанского архитектора Диотисалви, тем более, что у многих его работ наблюдаются сходные дефекты. Церковь Гроба Господня, колокольня Святого Николая (наклоняется точно так же, как и Пизанская башня) – вся погружены немного в землю, что происходит главным образом из-за специфичности земли в Пизе. Хотя вместе с тем существует и другое здание в Пизу, не принадлежащее авторству Диотисалви, но имеющее ту же проблему – средневековая церковь святого Николая.
Колокольня святого Николая, Баптистерий, посвященный Иоанну Крестителю, и Пизанская башня имеют архитектурные сходства. Однако Диотисалви всегда подписывал свои работы, а в данном случае подпись отсутствует, что создает предпосылки для дальнейших спекуляций.