Лалитпур или Патан – центр искусств Непала, очаровательный город в пяти километрах от Катманду, на юге реки Багмати, известный, прежде всего, богатым культурным наследием, декоративно-прикладными искусствами, воплощенными в бесчисленных буддийских и индуистских храмах, исторических зданиях, удивительных музеях. Прогулка по тихим и узким улочкам доставляет бесподобное удовольствие от встречи с изящными храмами, крошечными магазинами, домами, украшенными изысканной резьбой.
Буддизм и индуизм мирно сосуществуют с древних времен в Лалитпуре. Убедиться в этом и понять лучше историю буддийской и индуисткой культур можно, посетив любой из музеев города.
Площадь Дурбар – важнейший памятник города, «упакованный» дворцами, храмами, святынями. Шедевры, воплощенные в камне, терракоте, бронзе, дереве, слоновой кости, украшенные изящной символикой, демонстрируют непревзойденное мастерство художников и ремесленников и весь город похож на открытый музей.
Площадь Дурбар состоит из Мул Човк, Сундару Човк и Кешав Човк, последовательно расположенных внутренних дворов. В центре Сундару Човк – Королевская ванна – Тушахити. Королевский дворцовый комплекс – центр религиозной и общественной жизни Патана, в сегодняшние дни музей, в котором сохраняется множество бронзовых скульптур и религиозных объектов.
Выдающийся памятник - храм, посвященный Кришне, Кришна Мандир, построенный из камня с резными скульптурами на стенах, изображающими сцены из эпосов Рамаяна и Махабхарата.
Кришна Мандир возвели в эпоху Малла (10-18 века), в царствование благочестивого короля Сиддхи Нарсинг Малла (17 век), верного последователя Кришны. Скульптурная композиция – король Сиддхи Нарсинг, сидящий в молитвенной позе и защищенный капотом кобры, находится перед Королевским дворцом. Великолепный храм похож на воздушное творение, словно противореча тому, из какого материала он построен, в чем, безусловно, величайшая заслуга создателей храма. На каменном столбе перед храмом – крупная скульптура Гаруды из металла (ездовая птица Вишну, Кришна – аватар Вишну), склонившийся на колени перед божеством.
Патан был спроектирован в форме «колеса закона», Дхармачакра. Ступы Ашоки ориентированы по сторонам света. Эта замечательная особенность, доказывающая древнейшую архитектурную традицию города. Согласно легенде легендарный правитель Индии Ашока Великий гостил у своей дочери в Катманду в 250 году до нашей эры и основал пять ступ, одна находилась в середине города. Кажется, что и размеры и формы ступ наполняют Патан древностью в буквальном смысле. Вообще, в городе и окрестностях находится более чем 1 2000 разнообразных буддийских структур.
Храм Махабодха смоделирован с храма в Бодхгая (Индия). Храм Тысячи Будд, покрыт терракотовыми плитками с 1008 изображениями Будды.
Иба Бахи (Бхаджудхана Симха Вихара)– старейший буддийский монастырский комплекс в Долине Катманду, демонстрирующий сложную архитектурную мысль эпохи Малла. Двухступенчатая платформа ведет во внутренний двор с залом «Далан». Прямо от входа находится святыня, освященная Будде Шакьямуни.
Многие согласятся с тем, что есть творения, которые невозможно описать никакими словами, их красоту не способна передать ни одна фотография. Чтобы оценить совершенство подобных памятников, лучше видеть воочию.
Хиранья Варна Маха Вихар, также называемый Ква Бахал – Золотой Храм – одно из таких рукотворных чудес. Огромное количество золота, серебра в декорациях храма, прекрасные скульптурные серебряные, бронзовые изображения божеств, буддийских идолов, символических животных, фрески, многочисленные священные писания - действительно незабываемое впечатление.
Два гигантских каменных льва охраняют вход в священное пространство, но каждый день движение в храме оживает очень рано. Натья Пуджа, первое поклонение (молитва), начинается в три часа утра. Из восемнадцати вихар (монастырь, где буддийские монахи живут и обучаются священным писаниям) Патана, Хиранья Варна Маха Вихар - крупнейший и важнейший монастырский комплекс.
Позади главного храма, через большой внутренний двор – Хираньяварна Махавихар Диги (здание общины), где находится богиня Чандамахарошаная (Шанката) – важный тантрический символ – та, у которой люди ищут благословения, из-за неблагоприятных граха и даша (предопределенные обстоятельства согласно астрологическим расчетам). Небольшая комната, окутанная желтым мерцающим светом, от огня перед внушительным изображением божества.
Праджняпарамита сохраняется как освященная книга в золоте в главном храме Будды Шакьямуни. Трехъярусная пагода с позолоченной крышей и медными патака (флаг), свисающими с вершины. В храме находится изображение культовой ступы Сваямбху из серебра, перед большой серебряной статуей Будды Шакьямуни в пределах прекрасных резных серебряных дверей. Два священника принимают подношения у приверженцев и складывают дары у ног Шакьямуни.
Интересный момент – каждое утро, определенное количество риса насыпается в четыре угла храма. Рис предназначен для мышей. Старая практика, соблюдающаяся неукоснительно. В легенде рассказывается, что место для вихара королю указала золотая мышь, преследующая кошку, которую он увидел во сне.