Oaxaкa называют удивительным местом, очаровывающим и потрясающим всем тем, что предлагает любопытному путешественнику. Величественные исторические руины, своеобразные колониальные здания, райская красота природы, первозданные пляжи, гостеприимство и теплота жителей, гордящихся своими сапотекскими и миштекскими корнями, традиционным наследием, отраженным в ремеслах и гастрономии. Оахака-де-Хуарес отмечен за радушие народа, богатые культурные традиции на национальном уровне и его называют не иначе как «культурной сущностью Мексики».
История Оахаки, начинавшаяся 2 600 лет назад и связанная с соседним городом Монте Альбан, в те далекие времена столицей сапотеков, столь же древняя, как и знаменитое Дерево Туле.
Эль Арболь дель Туле находится в красивом городке Санта-Мария-дель-Туле, в атриуме часовни Санта-Мария (Санта-Мария-дель-Туле - около 14 километров от Оахака-де-Хуарес, на пути к Митла). Это Кипарис Монтесумы (Таксодиум мексиканский), на языке науатль Ахуехуете (старик воды). По периметру приблизительно 42 метров, высотой 40 метров, и потребуется, по меньшей мере, 30 человек, держащихся за руки, чтобы обхватить ствол дерева. В тени его могут укрыться почти 500 человек.Фактический возраст дерево не известен, но считается, что ему более чем 2000 лет.
В легенде сапотеков и миштеков рассказывается, Дерево Туле (Дерево Просветления) наряду с другими поблизости посадил Печоча, жрец ацтекского бога ветра Эекатля, 1400 лет назад в священном месте, на котором позднее построили церковь.
Природные образования, узлы диковинных форм на дереве породили целый ряд выдающихся наименований, данных местными жителями – голова оленя, голова льва, слона, крокодила и тому подобное. Дерево часто называют Деревом Жизни и в рамках официального местного проекта школьники проводят экскурсию по дереву, показывая туристам «существ» на стволе. Дерево имеет особое значение для всех жителей региона, ему посвящен второй понедельник октября. В этот день устраивается большой праздник с эффектными фейерверками «кастильос де фуэго», «кастильос коетес», традиционными «торитос» («быками») или «гуахолотес» («индюками»).
Когда Эрнан Кортес достиг Оахаки в 1521 году, он увидел долину, утопавшую в пышной тропической растительности, ярких бугенвиллеях и жакарандах, заключенную в величавые, охристого цвета горы. Зрелище понравилось великому конкистадору, и со временем он добился того, чтобы вся долина Оахаки стала его собственностью. Величественные храмы сапотеков и миштеков, строившиеся в течение многих столетий, почти все были разорёны, и новый город был основан на руинах оригинального форта в 1532 году испанскими переселенцами, которые пришли вслед за Кортесом. В 1832 году город получил название «Оахака».Большинство современных этимологов считает, что оно произошло от слова на языке науатль «huaxyacac», приводя разные интерпретации. Одно из них, откорректированное на испанском языке, «в носу (холме) уахе» (уахе – разновидность акации, Леуцена). В 1872 году вскоре после смерти Бенито Пабло Хуареса, объявленного национальным героем Мексики, название города дополнилось его фамилией Оахака-де-Хуарес.
Как и другие мексиканские города, построенные испанцами, современная Оахака во власти «сокало» и, бесспорно, что это одна из самых прекрасных центральных площадей в Мексике.
Архитектура исторического центра Оахаки в значительной степени продукт трех столетий колониального периода. Город интересен зеленым строительным камнем и особенным архитектурным стилем, адаптированным к частым землетрясениям. Толстые стены, широкие фасады, низкие колоннады, расположенные близко друг к другу, приземистые колокольни.
Рядом с площадью небольшая открытая площадка перед собором восемнадцатого века с изящным барочным фасадом. Правда, разочаровывает неоклассический интерьер – огромное пространство, грубые пропорции, холодная жесткая атмосфера. Кроме того, декорации были разграблены во время Войны за Реформу. Но всё же главный момент – роскошный бронзовый алтарь, изготовленный в Италии.
Кафедральный собор и Темпло-де-Санто-Доминго де Гусман (Церковь и бывший монастырь Санто-Доминго де Гусман) - лучшие примеры колониальной архитектуры в Мексике.
Темпло-де-Санто-Доминго де Гусман - простой и величественный снаружи, декоративный и роскошный внутри, также открывается на небольшую площадь, центр для местных фиест и других праздничных мероприятий, ограниченную магазинами, в которых продают рубашки, платья, платки, одеяла, чем город особенно славится.
Санто-Доминго превосходно воплощает синтез старых и новых религий, необходимость для Мексики, замеченная во всех известных памятниках. Для мексиканцев великолепные украшения, тщательно продуманные и вместе с тем несколько наивные, как жизненная необходимость. Интерьерное пространство, украшенное золотом, под огромным сводом должно было, по всей видимости, у прихожан ассоциироваться с раем.