Неаполь, столица Кампании и крупнейший город в южной Италии, часто называют городом контрастов. В прошлом часто расстраиваемый репутацией города беззаконности, о чем предупреждали даже путеводители. И в сегодняшние дни город иногда может показаться бесперспективным в туристическом отношении из-за хаотичного движения водителей машин и скутеров, не уважающих пешеходов, долгосрочных отношений с Камморой, проявившихся в характере города, мусора, покоящегося на улицах, вездесущих бродячих собак, в течение дня отдыхающих в тени.
И вместе с тем, несмотря на многие нелицеприятные описания, Неаполь, город, который может гордиться реликвиями, самыми древними и самым красивым заливом - в мире. Неаполитанцы – энергичный, очень гордящийся своим городом, изобретательный (вспомнить хотя бы пиццу) народ. Первый аквариум, музей египтологии появились именно в Неаполе, так же как и первая железная дорога в Италии.
В истории Неаполь был не всегда недооценен. В 18 столетии Неаполь считался культурной столицей Европы, сверкающим алмазом в географической короне династии Бурбонов. Многие волшебные постройки - дворец Каподимонте, оперный театр Сан Карло, импозантный дворцово-парковый комплекс в Казерте, строившийся по проекту Луиджи Ванвителли – свидетельства величественности Неаполя, подтвержденные повествованиями Диккенса и Стендаля, совершившими путешествие по Неаполю в 19 столетии.
На холме Каподимонте, в самом сердце великолепного парка, который когда-то представлял королевские охотничьи угодья, ещё до 1738 года Карл VII Король Неаполитанский (Карл III) задумал построить охотничий домик. Но почти сразу же решил, что для невероятной коллекции произведений искусства Фарнезе, унаследованной от матери Елизаветы Фарнезе, необходим новый дворец, поскольку дворец в Портичи был небольшим для того, чтобы совмещать в нем и королевскую резиденцию, и пространство для коллекции. Король тогда же основал семинары для развития местной промышленности. В мастерских изготавливали высокохудожественную керамику по уникальным техникам, завоевавшую очень скоро известность во всем мире. После того как Карл VII уехал из Неаполя, чтобы стать испанским королем, его сын Фердинанд продолжил дело и контролировал производство, до 1805 года.
Музей Каподимонте (Мусей ди Каподимонте), основанный в 1743 году, главный фонд неаполитанского изобразительного и декоративного искусства и некоторых очень ценных древнеримских скульптур. На первом и втором этажах размещается Национальная галерея, с представленными в ней живописными произведениями 13-18 столетий. Симоне Мартини, Рафаэль, Тициан, Караваджо, Эль Греко, только некоторые знаменитые имена.
Это лучшее место, в котором можно увидеть работы неаполитанской школы живописи. Хосе де Рибера, Лука Джордано, живопись караваджистов и многие многие другие. Большая часть первого этажа занимает роскошная коллекция Фарнезе. Классическую, главным образом монументальную римскую скульптуру можно увидеть только здесь и ещё в Археологическом музее Неаполя. В других местах дворца интерьеры залов украшены старинной мебелью 18 века, коллекциями фарфора и майолики.
Грандиозный замок на взморье, господствующий над заливом Маскио Анджоино (Кастель-Нуово) был возведен по проекту французского архитектора Пьера д'Анжикура в 13 столетии для короля Карла Анжуйским. Первый король Анжуйской династии желал более подходящее для проживания место, чем замки Кастель-дель-Ово и Кастель-Капуано, который использовались его предшественниками. Замок расширили в 15 столетии для короля Неаполя Альфонсо I. У замка пять башен. Фасад украшен Триумфальной аркой Альфонсо I. Роскошный пример архитектуры и скульптуры раннего возрождения. Творение Пьетро ди Мартино, Франческо Лаурана и других мастеров, празднующее победу Альфонсо на анжуйцами в 1443 году (название Маскио Анджоино в переводе с итальянского языка анжуйский муж).
Монументальная постройка – главный собор Неаполя, Дуомо ди Наполи (Каттедрале ди Санте Мария Ассунта или Каттедрале ди Сан Дженнаро), шире известный как собор святого Януария, покровителя города, хотя фактически собор посвящен Деве Марии. Строительство собора началось при Карле Анжуйском, но закончено было при Роберте Мудром, внуке Карла Анжуйского. Среди художественных ценнейших работ собора: «Ассунта» Пьетро Перуджино, на правой стороне трансепта. Часовня Сокровищ Святого Януария с фресками Доменикино и Джованни Ланфранко. Запрестольные образа работы Доменикино, Массимо Станцьоне, Хосе де Рибера. Алтарь - Франческо Солимена. И многие другие.