Древняя архитектура Грузии неповторима, она рождена первозданной красотой природы Кавказа – блистающих горных вершин, изумрудных долин, крутых ущелий.
Главной особенностью грузинской архитектуры является культура каменной кладки на цементе из тщательно отесанных квадров (каменных блоков в форме прямоугольных параллелепипедов). Силуэты церквей монолитны. В гладкие стены, напоминающие почти зеркальные плоскости, экономно включен рельефный декор, иногда цветные детали камней из разных пород.
С шестого века в культовом зодчестве Грузии получает развитие крестово-купольный тип храм с четырьмя аспидами, сформировавшийся на эллинистическом востоке (тетраконх, с восьмигранным барабаном купола на тромпах).
Таким возведен знаменитый монастырь и храм Джвари. Храм поставлен на месте деревянного креста, «джвари» - крест.Джвари, апофеоз в развитии грузинской архитектуры, воплощение в жизнь человеческой мечты, символ безмерно талантливой творческой мысли грузинского народа, живительной энергии и неустанного поиска. Храм будто рожден самими горами, настолько он гармоничен с окружающей средой. Прекрасная величественная структура не раз вдохновляла грузинских поэтов, в их поэтических произведениях Джвари – святейший из всего самого святого для грузинского народа.
Монастырь Джвари и собор Светицховели в былые времена связывала железная цепь, которую использовали монахи, чтобы спуститься к Светицховели, и, помолившись, подняться обратно. Легенда рассказывает, что один из монахов однажды возвращаясь таким путем, посмотрел вниз и увидел, как молодая женщина купалась в водах реки Арагви. Она была похожа на волшебную нимфу, предававшуюся неге на водной поверхности. Монах не мог оторвать взгляда от прекрасного тела и нечто горячее, странное и необъяснимое для мужчины наполнило его тело. Внезапно землю накрыла тьма, вспыхнула гроза, небеса разверзлись и молнии полетели в цепь. Тяжелая цепь порвалась как пылевидная ниточка, и монах полетел вниз в воды Арагви, поглотившие его в мгновение ока. Так он был наказан за то, что только помыслил о грехе.
По сравнению с другими историческими памятниками на территории Грузии монастырю Джвари в определенной степени удалось пережить многие катаклизмы, связанные и с человеческим и с природным фактором. Как пример, собор Светицховели, на протяжении столетий подвергавшийся разрушениями и разграблениям. Арабы, персы, воины Тамерлана, землетрясения. Хотя находились и те, кто не боялся гнева божьего, в седьмом столетии арабы подожгли монастырь. В 18 столетии лезгины разрушили деревню расположенную вокруг монастыря. В сегодняшние дни Джвари чрезвычайно популярная туристическая достопримечательность. В ночное время монастырь освещен, что создает чувство нереальности, когда всё вокруг покрыто темнотой, а он как волшебный замок, парящий в небе.
Согласно грузинской агиографической традиции в первом столетии грузинский еврей из Мцхеты по имени Элиас побывал в Иерусалиме в то время, когда был распят Иисус, и приобрел Ризу Господню у римского солдата. Первой, кто увидел хитон после возвращения Элиаса на родину, была его сестра Сидония. Прикоснувшись к хитону, она упала замертво, столь сильный эмоциональный эффект произвёл на неё священный предмет. Поскольку хитон не смогли забрать из рук мертвой женщины, Сидонию похоронили вместе с хитоном и место захоронения, как говорится в легенде, находится в Светицховели.
Из того места вырос огромный кедр, его срубили для церкви, которую Святая Нино посоветовала выстроить царю Мириану III, первому христианскому царю Грузии. Из кедра получилось семь колонн, но седьмая колонна, обладавшая волшебными свойствами, взлетела. Святая Нино всю ночь горячо молилась, чтобы колонна вернулась на землю.
Изображение этого случая можно видеть на второй колонне справа от входа в церковь, Сидония с ангелом, снимающим колонну с небес. Святая Нино на переднем плане, с обеих сторон царь Мириан и его супруга царица Нана.В легенде рассказывается также, что из волшебной колонны вытекала священная жидкость, обладавшая целебными свойствами. Светицховели - животворный столб.
Первая церковь не сохранилась до наших дней, во второй половине пятого века царь Иберии Вахтанг I Горгасал построил базилику. В архитектурном отношении она представляла доминирующий стиль, характерный на тот период для грузинских церквей.
Прекрасный собор основал в начале одиннадцатого века католикос Грузии Мелкиседек I, ныне существующая церковь в стиле поперечного купола строилась по проекту зодчего Арсакидзе, чье имя упомянуто на фасаде, с 1010 по 1029 годы. На северной стене с внешней стороны небольшая скульптура – правая рука, держащая долото, под которой надпись «рука Арсукидзе, раба божьего, просящего быть прощенным».
В эпохальном произведении выдающегося мастера грузинской литературы Константина Гамсахурдиа «Десница великого мастера», повествующем о строительстве храма, автор обращается к народной легенде, хотя и не подтвержденной фактическими свидетельствами. Священник - покровитель и учитель Арсукидзе так завидовал успеху ученика, что, используя своё влияние на царя, добился того, чтобы зодчего лишили правой руки. Надпись на восточной группе, 1029 года, «святая церковь построена рукой несчастного слуги твоего Арсукидзе, позволь моей душе успокоиться, О, Христос», свидетельствует в пользу того, что Арсукидзе не увидел свой шедевр в законченном виде.
Ираклий II в 1787 году окружил собор защитной стеной из камня и кирпича с оборудованными огневыми позициями. Вход в собор от стены расположен на юге. Стена имеет восемь башен: шесть из них цилиндрической формы, две – квадратной. Во время археологических исследований в 1963 года в южной части стены обнаружили остатки жилища патриарха 11 столетия, а на церковном дворе - остатки двухэтажного замка патриарха Антона II.То, что сохранилось от оригинальной церкви Святой Нино и базилики раскопали во время реставрационных работ и вскрытые верхние устои были оставлены для обозрения.