Мцхета-Мтианети - административный край (мхаре), расположенный в восточной Грузии, с главным городом – прекрасной древней Мцхетой, исторической столицей страны. Каждый район, который входит в состав мхаре Мцхета-Мтианели, интересен для путешественников. Стефанцминда (до недавнего времени Казбеги), Кхевсурети, Мцхета, Душети, Тианети, Ахалгори. Они очаровывают красотами природы, предлагая массу фантастических возможностей. Как, например, знаменитый горнолыжный курорт Гудаури, расположенный в Стефанцминда , рафтинг по рекам Мтиулети Арагви и Пшави Арагви.
Современная Мцхета-Мтианети охватывает исторические провинции Грузии - Кхевсурети, Пшави, Гудамакари, Мтиулети, Эрцо-Тианети, Шида Картли, Кснискхеви. И это, безусловно, так же не может не заинтересовывать. В каждой области много достопримечательных памятников, своих уникальных традиций, ритуалов, песен, танцев, ремесел.
Кхевсурети, место, где мифы смешаны с реальностью, пожалуй, одна из самых интригующих и экзотических областей Грузии. Скрытая от остального мира величественными пиками Кавказских гор, гордая и удивительная земля, окутанная волшебством, где языческие традиции всё ещё живут и гармонично соседствуют с христианскими представлениями и средневековые башни хранят тайны долин.
Охватывающая небольшие речные долины Мигмакхеви, Шатили, Аркхоти, Арагви область граничит на севере с Россией (Чечней и Ингушетией). Самые крупные деревни Барисакхо и Шатили. Две части Кавказского хребта делят область на Пирикита (Внутреннюю) и Пиракета (Внешнюю).Историческое местоположение Кхевсурети, скорее всего, главная причина того факта, что кхевсуры строго соблюдают древние традиции. В древние времена мужчины-кхевсуры славились как превосходные воины, служили телохранителями у грузинских царей. Они сражались, обороняясь небольшими чёрными щитами (пари), отсюда и получили прозвание «чёрные щиты».
Исторически грузинские горские сообщества обладали определенной степенью автономии. Кхевсуры никогда не принимали у себе назначенных управителей и выбирали сами вождей или кхевисбери (старший). Совет старшинств подчинялся только царю.Исключительные военные качества, храбрость, честность, открытость, братская любовь, независимость и безграничная любовь к свободе – вот те качества, которые характеризуют кхевсуров. Совсем неудивительно, что именно таких людей цари считали не только самыми надежными охранниками для царя, но и воинами, которые с честью и достоинством защитят северные границы царства. Во время сражений кхевсуры носили флаги с крестами, называя себя постоянными членами армии священных флагов.
В соответствие с местными представлениями и многими описаниями кхевсуров, российский писатель и этнограф Арнольд Зиссермен, он провел в этих местах 25 лет во время нахождения Грузии в составе Российской империи, выдвинул гипотезу, что грузинские горцы являются потомками крестоносцев, участвовавших в последнем крестовом походе. Возвращаясь, крестоносцы осели в этих краях, смешавшись с местным языческим населением.
Надо признать, что гипотеза в определенных аспектах жизнедеятельности действительно находит подтверждения. То, что имеет отношение к народной культуре. Многие аспекты материальных, социальных, религиозных отношений напоминают таковые у крестоносцев. Американский путешественник Ричард Халлибертон проделал интересную работу, оставив описание традиций и обычаев кхевсуров в 1935 году, она не потеряла актуальности и в современные дни. Кхевсуров упоминают в греческих, римских и грузинских источниках как раз перед организацией крестовых походов.
В некоторых рукописях о крестоносцах говорят как участниках нескольких сражений против мусульман в Грузии, пример Дидгорская битва, и фактом является то, что некоторые крестоносцы действительно проходили эти места после падения Иерусалимского королевства. Одетые в кольчуги (джачвис перанги), вооруженные палашами (хмали) и другим оружием, которому нет аналогов нигде в мире, кхевсуры мужчины носили одежду, украшенную крестами и ромбами, которые являлись символами защиты христианской веры. Христианство кхевсуры приняли в начале четвертого века.
Вообще, говоря о кхевсурах, нельзя не рассказать об их уникальном оружии. Это как единое целое и тема заслуживает обстоятельного разговора, поскольку нигде в мире, а не только в самой Грузии и на Кавказе не встретишь таких щитов, сабель, головных колец (гирголиани куди) и так далее.
Ближе к современным временам, конечно, мужчины не носили знаменитые кольчуги, кроме праздничных костюмированных мероприятий, поскольку в этом не было строгой необходимости. Домотканая вышитая рубаха, надетая поверх мешковатых штанов обычная каждодневная одежда, но каждый дом и в сегодняшние дни украшает коллекция старинного оружия, вывешенная на стене вместе с кольчугой. Строгая физическая подготовка кхевсуров сохранилась в боевом искусстве кхридоли, оно является частью богатейшей грузинской военной традиции.
Сохраненные традиции кхевсуров, укрепленные сооружения, церкви, рассеянные всюду по области, заинтересовывают и предлагают любопытное путешествие по этой удивительной земле. Самым популярным направлением является глубокое ущелье в верховьях реки Аргуни, где расположена деревня Шатили, на чеченской границе, что, конечно, объясняет масштабность и целостность оборонительных сооружений. Самые крупные укрепления, как правило, строились на границах.
Небольшое село Шатили, сконцентрированное вокруг комплекса средневековых оборонительных башен, - уникального памятника, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Крепость выстроена террасно, примерно 60 башен с деревянными перекрытиями, которые в случае нападения врага поднимали, формируют надежную стену, рядом со сравнительно недавно отстроенным селом. Небольшие селения, возле каждого из которых высилась башня с балконом наверху, строились на горе друг над другом и крыши одного служили дворами для другого.
В сегодняшние дни туристы могут остановиться в одной из башен, которые преобразованы в оригинальную гостиницу. Только деревянные перекрытия на всех башнях сгнили или сгорели, и перемешаться по ним не представится возможности. Единственная дорога проходит через перевал Датвиджавари, закрытый с октября до июня, таким образом, местность доступна только в летнее время.
Село Муцо было полностью оставлено более чем сто лет назад. Здесь находится примерно 30 оборонных башен, устроенных на вертикальных террасах выше ущелья Муцо-Ардоти, четыре боевых башни и руины нескольких зданий. Село очень труднодоступно, но оригинальная архитектура чрезвычайно интересна туристам. Муцо перечислено как наиболее подвергаемый опасности разрушения среди исторических памятников Грузии, хотя и был развит проект по восстановлению села.
Мужчины из Муцо славились своими выдающимися военными способностями, были хорошими охотниками, считали себя постоянными членами армии священных флагов. Сельские жители поклонялись иконе Архангела Бролискало. Она сохранялась на горе Дакуэкхи (Тебулосмта), всегда покрытой снегом. В легенде рассказывается, что жителем приходилась сложно подняться в гору, чтобы помолиться. Они принесли в жертву вола и просили икону перейти в более доступное место. Молитву услышали, и икона оказалась в Кхоне.
Кхоне-Кхонисчала – это две деревни. В Кхоне проживают зимой, в Кхонисчала – летом. Архангел, покровительствовавший деревне, спас жителей от чёрной оспы (шавичири). Один человек из другой деревни, заболев, переплыл реку, чтобы прийти к иконе и обратиться с молитвой об исцелении. И он оправился. Тогда люди из Муцо, узнав об этом, спаслись от шавичири, бежав в Кхоне.За столетия иконе подносили разные ценности, и, как рассказывают, неприступные горы вокруг Муцо хранят немало кладов.
Кхевсуры поклонялись священным рощам, священным камням, животным и птицам и вместе с тем не забывали Богородицу, святого Григория. Жертвы приносили в хати, так назывались кумирни, где якобы обитает дух, среди них самая важная – «Гуданский Крест». «Кхакхматский Крест» (в селе Кхакхмати) упоминает Важа Пшавела в поэме «Гоготур и Апшина».