Старейший город Франции Марсель наполнен многими чудесами, которыми он с удовольствием потчует своих гостей. Отмеченный официальным французским «товарным знаком» город искусств и истории, Марсель, основанный около 600 года до нашей эры греками-фокейцами, замечательно комбинирует исторические традиции и современность. Сегодняшний Марсель - космополитический город, яркий и сложный, шумный порт, в котором прованские традиции встречаются с экзотическими источниками влияния из Северной Африки и Ближнего Востока, обнаруживаясь в благоухающих пряными ароматами специй рынках (сук), на величавых улицах 19 века и в достопримечательностях, например, в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья. Приметы колоритной городской жизни повсюду – в стильных офисах в старых Доках или Марсельском блоке, доме, спроектированном архитектором- революционером Ле Корбюзье, задумавшего жилище-коммуну и воплотившего в нем идею Ситэ радьез («лучезарный город»).
В Марселе, глубоко отмеченным прошлым, невероятное количество достопримечательностей, которые достойны тщательного исследования. Начиная с греческого, затем римского периодов к средневековому периоду, отмеченному религиозным духом, крепостям шестнадцатого века. От роскошных резиденций 17-18 веков к престижным заведениям 19 века к инновационным архитектурным шедеврам 21 века.
Сердце Марселя – Старый Порт, естественная гавань, начиная с самых древнейших времен, в конце исторической улицы Канебьер. Самые интересные места вокруг Старого порта - Аббатство Сен-Виктор, маяк святой Марии, Ратуша, исторический паром, курсирующий между противоположными сторонами Старого Порта, Музей римских доков. Старый Порт – идеальное место, чтобы начать путешествие по Марселю. В области много ресторанов, баров, магазинов, а по утрам вдоль воды оживают рыбные рынки.
Самый прославленный и значительный символ Марселя, безусловно, Нотр-Дам-де-ла-Гард, красивая базилика в неовизантийском стиле, популярном в 19 веке, сооруженная по проекту архитектора Анри Жака Эсперандьё, коронующая холм Гард к югу от Старого Порта. Церковь называют чаще «Ля Бон Мер» (матушка-заступница) и считают покровительницей города.Базилика заменила одноименную церковь, созданную в 1214 году и реконструированную в 15 столетии. Выстроенная на фундаменте старой крепости (16в), возведенной Франциском I, чтобы противостоять осаде войск императора Карла V, базилика состоит из двух частей. Нижней или сводчатого склепа, вырытого в скале, в романском стиле, и верхней – в неовизантийском стиле, декорированном мозаикой. Квадратная башня-колокольня (41 м) увенчана колокольней (12.5м) которая в свою очередь поддерживает монументальную(11.2м) статую Богоматери с младенцем, из меди, покрытой сусальным золотом.
Здание бывшей Ратуши отыскивается в том местоположении, где в 13 столетии располагался дом, предоставленный для проведения общественных собраний объединений, называвшиеся высший суд. В 15 столетии Высший суд заменил Коммунальный дворец. Существующее здание, символизировавшее новый статус города, определенный Людовиком XIV, построили в 17 веке. Король указал, чтобы городом управляли олдермены, а также поменял правительство порта. Строительство здания скромного размера, украшенного скульптурами, началось в 1653 году по предложения первого консула Марселя Гаспара де Виллажа, представлявшего новую ратушу в барочном стиле. Проектировали здание инженер Эней Билонделль и архитектор Жан-Батист Меолан. Епископ Стефан Пьюджет благословил первый камень 25 октября 1653 года, но строительство продолжалось двадцать лет. В 1660 году строительство было остановлено из-за отсутствия финансирования и сложившимися обстоятельствами, когда в городе размещались войска Людовика XIV. Работу заканчивал архитектор Гапар Пьюджет, брат гениального скульптора Пьера Поля Пьюджета, возобновив работы в 1666 году.
Архитектор создал памятник, который сложно хвалить или ругать, по-видимому, вдохновляясь генуэзскими палаццо, в большом количестве строившиеся во времена правления Людовика XIII, и мечтая вероятно приблизиться к славе Франческо Борромини.
Здание имеет одну особенность. В нем нет лестницы с первого на второй этаж и чтобы подняться на второй этаж, нужно пройти через дом позади здания ратуши. Этот дом связан с ратушей сводчатым каменным мостом/галереей (первоначально деревянным), шедевром архитектора Эсприта Жозе Брана. Особенность объясняется эксклюзивным бронированием первого этажа торговцами – «ложа» торговцев. Поэтому улица, разделяющая два здания, называется «Лож».
Позади ратуши центр Старого Квартала «Ле Панье» (корзина), название происходит вероятнее всего от вывески гостиницы «Ле Ложи дю Панье», расположенной там же в семнадцатом веке.
Ля Мезон Диаманте (Алмазный Дом) был построен состоятельными вкладчиками коммандитного товарищества, итальянцами и испанцами. Дом предназначался для одной богатой марсельской семьи, во время Революции его поделили на квартиры. В конце 19 века в нем проживали портовые рабочие, потом итальянские иммигранты. Ля Мезон Диаманте – прекрасный пример характерных черт прованской архитектуры, «прованского маньеризма». Необычный фасад, украшенный «алмазными призмами» (рустика) определил (современное) название дома. С 1967 года в нем размещается Музей Старого Марселя и это один из немногих сохранившихся даров старого города, в котором больше нет богатого квартала города, столь зависевшего от моря и торговли, с домами, строившимися специально для аристократических семей.
Район Доков датируется первой половиной 19 века, период большого подъема экономики Марселя и соответственно бурного развития города. Старый Порт достиг высшей точки «перенасыщенности» прибывавшими кораблями в его гавань и в 1842 году был принят проект о расширении Старого Порта. Совершенно новая портовая структура была построена «компания доков и складов», в месте, где встречаются море и земля. Доки считались самыми современным из всех проектов, принятых во времена Второй Империи и самым дорогостоящим после собора и префектуры.
После достаточно долгого времени полного пренебрежения, в двадцатом веке, Доки вернули к прежнему блеску благодаря замечательному проекту, предложенному архитектором Эриком Каастальди. Сегодня этот 220 компаний, в которых работают приблизительно 3 500 человек, головные офисы многих известных корпораций, штаб-квартиры региональных компаний, рестораны и другие учреждения, предлагающие разнообразные услуги.
Скопление в Марселе древних фортов, доков, руин делает присутствие греческого и римского прошлого очевидным. С ним можно познакомиться в Музее римских Доков. Остатки греческого порта были обнаружены во время строительства торгового центра в 1960-х годах. Парк-музей Сад Руин находится позади Торгового центра (Centre Bourse) и вход в него свободный.