Монастербойс, интересное место бывшего монашеского аббатства, расположенное около города Дрозды, в графстве Лаут. Внушительные руины включают большое кладбище, две церкви, одну из высочайших в Ирландии башен и три лучших Высоких Креста. Кресты, изготовленные из песчаника, называют Северный, Западный и Южный. Считает, что на месте имелось шесть Высоких крестов. Практически неповрежденными остались южный крест и западный крест, северный же крест сохранился только частично.
Монастербойс, как считается, основал святой Буйте, последователь святого Патрика, в конце пятого века. Однако существуют доказательства тому, что место использовалось и в пред-христианские времена. От имени Буйте произошло название реки Бойн.
Монашеское поселение захватили викингами в 968 году, но вскоре они были высланы Верховным королем Ирландии Домналлом Уа Нейлом. Монастырь святого Буйте оставался значимым местом духовности и науки, тесно связанным с важным религиозным центром столица графства Арма, до того момента как цистерцианцы не основали по соседству Меллифонтское аббатство в 1142 году.
В Монастербойсе много интересных особенностей, но бесспорно, что главное внимание превосходным Высоким Крестам. Высокий крест – автономный христианский крест, изготовленный из камня и часто щедро украшенный - уникальная раннехристианская традиция в Ирландии и Великобритании. Вероятнее всего она сформировалась из синтеза - первых крестов из дерева, возможно с немногими металлическими дополнения и кельтских мемориальных камней. Полагают, что на Высокие кресты в определенной степени повлияли и камни пиктов (в Шотландии). Самые ранние сохранившиеся примеры прибывают из англосаксонского королевства Нортумбрия, преобразованного в христианство ирландскими миссионерами. Остается открытым вопрос, где первоначально развилась эта форма христианского искусства, на территории Великобритании или в Ирландии.
Как и фрески и церковные скульптуры, эти великолепные образцы кельтского искусства объясняли Библию людям неграмотным, которые составляли большую часть в те далекие времена.
Крест Муирдаха (южный крест), высотой 5,5 метров, находящийся у входа на историческое место, предположительно датируется 900-923 годами. Как полагают, он назван именем аббата Муирдаха. Муирдах МакДомнал был самым известным аббатом, избранный в Арма. В надписи на основании креста значится: «помолимся за Муирдаха, сделавшего крест».
Фигуры, изображенные на резьбе, идентифицированы не все. На панелях, представляющих восточную группу - изгнание из Рая Адама и Евы, убийство Авеля, Давида и Голиафа, Моисея, источающего воду из скалы, трех Волхвов, приносящих дары Марии и Иисусу. Антоний Великий и Павел Фивейский делятся хлебом с вороном, сидящим на земле возле них. Другие известные христианские образы – в общей сложности тринадцать панелей с изображениями. В центре креста на восточной стороне – Страшный суд, святой Павел в пустыне, сцены связанные с темами греха и искупления. Западная сторона креста в основном сосредоточена на Новом Завете, а в центре Распятие. Христос, в соответствие с ирландской христианской традицией изображен в одежде и без выражения страданий и боли.
Западный крест, находящий возле круглой башни, высотой 6,5 метров, что делает его самым высоким крестом из известных в Ирландии. Также изготовленный в начале десятого века, но сохранившийся в худшем состоянии, всего различимы около десятка из пятидесяти оригинальных изображений-панелей. Среди сцен на восточной стороне – Давид, убивающий льва и медведя. Жертвоприношение Исаака. Давид с головой Голиафа. Давид, стоящий на коленях перед Самуилом. На западной стороне – Увенчание терновым венцом. Распятие. Крещение Христа. Петр, отрезающий ухо Малху в Гефсиманском саду. Поцелуй Иуды, Воскрешение,
Северный крест, более других пострадавший, как считают, изображения были разрушены войсками Оливера Кромвеля.
Круглая башня Монастербойс, высотой более чем 30 метров, внутри разделена на более чем четыре этажа, связанными между собой лестницами. Как и другие круглые башни в Ирландии, она использовалась как колокольня, пожарная вышка и прибежище для монахов во время набегов викингов. Согласно историческим отчетам, интерьер башни сильно горел в 1097 году и в пожаре были уничтожены ценнейшие рукописи и многие другие сокровища.