Марракеш не претендует на статус духовного центра Марокко, который принадлежит Фесу, но Медресе Али Бен Юссефа, объявленное историческим зданием, в центре города (Сук Эль-Фасси, возле площади Бен Юссефа), когда-то являлось крупнейшим исламским учебным центром во всей Северной Африки.
Медресе было основано в 14 столетии во время периода правления берберской династии Маринидов и названо в часть эмира Али ибн Юсуфа из династии Альморавидов, правившего с 1106 по 1143 год, имевшего большие заслуги перед городом.
Не находишь слов для описания столь совершенного творения, когда любуешься резными аркадами, окружающими внутренний двор с бассейном в центре, потрясающими воображение украшениями интерьеров - чудом искусства каллиграфии на эмалированных керамических плитках-зеллидж, художественной штукатуркой, отделкой из атласского кедра и каррарского мрамора.
Дворец Бахия, шедевр марокканской архитектуры, строившийся в середине-конце 19 столетия для двух великих визирей при правителях из династии Алауитов, отца и сына (Си Мусса и Бахмад). Как большинство арабо-андалузских дворцовых образцов имеет прекрасные сады и красивые патио, множество покоев, роскошно украшенных замысловатой лепниной, зеллидж, инкрустированными деревянными потолками. Бахия означает «блеск»!
Старая часть дворца включает двор в северной части комплекса, центральный сад с фонтанами, кипарисами, апельсинами, жасминами и банановыми деревьями. Две комнаты, изысканно декорированные, крытые керамической плиткой, окружают пышно цветущий сад. Эта часть дворцового комплекса сохраняет очаровательную пасторальную атмосферу.
Новая часть дворца строилась от имени регента и великого визиря королевства Марокко, при султане Мулай Абд аль-Азизе, Ахмеда Бен Муссы именуемого Бахмад (1841-1900) для его четырех жен и 24 наложниц, с участием знаменитого известного зодчего аль-хадж Мухаммад бин Аль-Макки аль-Мисфиви, работавшего в Андалусии. Бахмад имел цель превзойти достижения отца. В отделке из материалов, привозимых со всех уголков Северной Африки, декоративных мотивах можно видеть высокое мастерство.
Один из лучших моментов большой мощеный мрамором двор, 30 метров в ширину вдоль оси север-юг и 50 метров в длину вдоль оси восток-запад, в клетчатый узор. Каждый квадрат выложен из белого мрамора с тонкими границами зеллидж между каждой большой мраморной плиткой. На пересечении зеллидж-дорожек в середине двора находится большой прямоугольный фонтан с меньшим круглым бассейном в центре. Двор окружен галереей с крышей, покрытой зеленой керамической плиткой.
В центре города, на авеню Мухаммеда V, находится мечеть Кутубия (мечеть книготорговцев), строительство которой было начато 1120-х. Существенно перестроенная с 1162 года при эмире династии Альмохадов Абу Юсуфе Якубе аль-Мансуре, она знаменита своим минаретом. Он не особенно высокий (69 метров), но величественно возвышается над Мединой в соответствие с древней системой планирования, когда запрещалось, чтобы любое здание в старом городе было выше высоты пальмового дерева. Мечеть представляет одно из наиболее характерных зданий стиля альмохадского периода. Альмохады, последователи маликитского мазхаба, покровительствовали строгой архитектуре, отражающей определенный аскетизм. Кутубия – не исключение, её простота известна своей жесткой экономией в архитектурных деталях. Название мечети происходит оттого, что она находилась в суке торговцев манускриптами. Мечеть закрыта для не мусульман и женщин.
Сад Мажорель, ботанический сад, названный в честь первого владельца французского художника Жака Мажореля, созданный в 1931 году.
В 1919 году Жак Мажорель, сын знаменитого художника-декоратора в стиле модерн и краснодеревщика Луиса Мажореля де Нэнси поселился в Медине Марракеше, влюбившись в его свет, цвет, запахи, звуки, архитектуру, людей, суки, касбу…
В 1922 году он приобрел пальмовую рощу на окраине Марракеша, а в 1931 году по проекту архитектора Поля Синуара была построена вилла, как дом и мастерская, в стиле ар-деко, отражавшая дух современности, вдохновленные одновременно архитектурой Ле Корбюзье и Дворцом Бахия.
Будучи страстным ботаником Жак Мажорель создал пять окружений-категорий с пышно разросшейся растительностью, в которой гнездятся птицы – кактусы, пальмы, бамбук, цветущие горшечные растения и водные растения. Сад стал живым произведением искусства, состоящим из плотной ткани экзотических и редких видов растений со всего мира, с фонтанами, бассейнами, прудами, керамическими кувшинами на тропинках, беседками…. Растения не изолированы по типу в упорядоченные суб-сады, все виды перемешиваются друг с другом в живописный ландшафт. Эффект ощущение, как будто «ходишь» по живописи Гогена.
В 1937 году художник расписал виллу и некоторые участки в саду в ярко-синий цвет. Сады открылись для общественности в 1947 году.
В 1962 году Жар Мажорель попал в серьезную автомобильную аварию. После ео смерти сады оставались открытыми для посетителей, но за ними никто не ухаживал.
В 1980 году Ив Сен-Лоран и его партнер Пьер Берже купили виллу, мастерскую и сад, чтобы обеспечить его дальнейшее функционирование в качестве общественного сада. Часть виллы они сохранили для личного пользования, а мастерскую превратили в музей исламского искусства, где экспонируются их личные коллекции предметов искусства исламского Магриба, Востока, Африки и Азии, ювелирные украшения, оружие, текстиль, ковры, керамика, холсты и рисунки Жака Мажореля, известного яркой, импрессионисткой живописью, главными темами которой является марокканский народ, марокканские пейзажи и Марракеш…