Привлекательность небольшого города Малакка в великолепном культурном наследии, вокруг которого сформировалась туристическая индустрия. Можно сказать, что Малакка в Малайзии – оригинальный микромир многоэтнических и мультирелигиозных традиций. Будучи удобно расположенным портом, на границе Малаккского пролива, город в прошлые времена привлекал многих завоевателей – китайцев, португальцев, голландцев, англичан.
В сегодняшние дни Малакка официально известна как Исторический Город (Бандар Берседжарах), поскольку, по утверждениям историков, история малайского народа началась именно там. В местной легенде Малакку называют счастливой землей, где даже «мышиный олень переполнен храбрости».
Город был основан в конце четырнадцатого столетия, а к началу пятнадцатого века он являлся крупнейшим портовым «складом» Юго-восточной Азии. Глубокая гавань Малакки переполнялась торговыми судами, загруженными богатыми товарами. Шелками и фарфором из Китая, текстилем из индийского Гуджарата, камфорой с Борнео, сандаловым деревом из Тимора, золотом и перцем с Суматры, мускатным орехом, гвоздикой с Молуккских островов, оловом с запада страны. Северо-восточные и юго-западные муссоны, встречаясь, дули в удобном направлении для моряков, и Малакка представлялась самым безопасным и любимым местом для швартовки купеческих кораблей из Индии, Ближнего Востока, Китая, юго-восточных азиатских государств. С пятнадцатого столетия в Малакке появились европейцы.
После того, как в 1414 году принц Парамешвара из государства Шривиджая (на Суматре), основавший город, принял ислам и стал называться Султан Искандар Шах, религия распространилась в стране, и стала синонимом малайского населения.
Правительство Малакки почти во все времена истории отличалось разумностью, что способствовало превосходному управлению и длительным периодам мирного существования. Экономическое благополучие основывалось на большой роли международной торговли. Для гарантии прав команды судов были введены специальные морские законы Малакки. Каждый из четырех портов возглавлялся владельцем гавани, отвечавшим за суда пребывавшие из разных регионов – Гуджарата (Индии); других областей Индии, Бирмы и северной Суматры; с островов Юго-Восточной Азии; из Китая и Индокитая. Люди в течение нескольких месяцев оставались в Малакке, ожидая соответствующих муссонов, чтобы отправится домой. Таким образом, различные этнические группы – китайцы, малайцы, сиамцы, бирманцы, индийцы, арабы – собирались в этом портовом городу, способствуя развитию уникальной культуры. Говорят, что в период расцвета на улицах Малакки можно было услышать речь на восьмидесяти языках.
В Малакке достаточно примечательных мест, дающих представление о великолепном прошлом города. А то, что они прекрасно сбалансированы современными приятностями, типа тематических и культурных парков, делает посещение Малакки незабываемым. Большинство исторических достопримечательностей сконцентрировано в центре города, охватывающем знаменитую Йонкер-Стрит, самую посещаемую улицу в Малакке.
Йонкер-Стрит - приют поклонников блошиных рынков и охотников на древности. Улица имеет известность антикварной мекки, правда в последнее время здесь все больше магазинов одежды, изделий кустарных промыслов, ресторанов, хотя антикварные галереи и дома искусств также могут быть замечены в существенном количестве. Фактически она находится в старом китайском квартале. Большая часть улицы в пятницу и субботу во власти ночного рынка. Стоит обратить внимание, чтобы не было разочарований, по вторникам многие музеи, магазины и рестораны, особенно в районе Йонкер-Стрит, не работают.Находящаяся в основной исторической зоне, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, она всегда имела особое очарование с точки зрения эклектичного смешения европейских и азиатских культур, отраженных в архитектуре всей области.
В начале шестнадцатого столетия коммерческий успех города привлекал многих китайских торговцев, старавшихся избежать строгих законов, царивших в Китае, оказавшегося под властью маньчжурской династии Цин. Они женились на малайках, а потомки этих смешанных браков стали известны как перанакан или «китайцы пролива». Также баба-нёня – от персидского слова «баба», почтительного обращения к мужчинам старшего возраста, и «нёня», распространенного обращения к иностранкам, включая китаянок («нёня», возможно искаженное итальянское слово бабушка (нона) или португальское– дона).
Факт то, что потомки торговцев-экспатриантов являлись катализатором богатства процветающего города. Баба щеголяли достатком, покупали голландские дома, перестраивая их в роскошные особняки и украшая пышными интерьерами в смешанном европейско-азиатском стиле. Музей Наследия Баба-Нёня на Джалан Тан Ченг Лон, улице соседней с Йонкер-Стрит, известной как «улица миллионеров» - три объединенных здания, принадлежащих в прошлом перанакан – дает яркое представление об их особенных культурных ценностях и образе жизни.
Холм святого Павла – популярное место среди туристов и местных жителей в старой области города, Бандар Хилир. Единственный видимый в центре города холм с руинами церкви святого Павла на вершине. У подножия холма - Форт Фомоза, португальская крепость, вернее то, что от неё осталось, кордегардия Порта да Сантьяго, старейшая европейская архитектура в Малакке.
Один из знаковых ориентиров Малакки – голландская Ратуша (Стадхаус), доминирующая над голландской площадью, которую иногда называют Красной площадью из-за темно-бордового цвета старых зданий, расположенных на ней. Ратуша построили вскоре после того, как голландцы колонизировали Малакку. Снаружи, возможно, здание не покажется слишком большим, но в действительности это обширная структура со многими пристройками с задней стороны, размещающая музеи истории, этнографии, литературы, музей, посвященный знаменитому китайскому путешественнику Чжэн Хэ.Многие здания, имевшие красивые детали (рельефную штукатурку, облицовку фарфоровой плиткой), не очень хорошо сохранились, и городскими властями несколько лет назад было принято решение перекрасить их все в один цвет, что конечно уменьшило эстетичную ценность старых структур.
Португальская площадь расположена в португальском поселке, в Уджонг Пасир, в пяти километрах от Малакки. Родина людей кристанг. Кристанги – потомки смешанных союзов - португальских колонистов, женившихся на малайках, индианках, китаянках. Главная привлекательность в поселке, скорее не культурный опыт и фестивальные традиции, хотя и эти аспекты представляют большой интерес, а превосходная кухня, базирующаяся на морепродуктах, блюда которой предлагают во многих ресторанах, устроенных на площади.