Расположенный на тераи (заболоченных местностях) южного Непала, в округе Рупандехи, Лумбини – священное место для каждого буддиста и символ мира во всем мире. В буддийском паломничестве одно из четырех самых важных мест, связанных с крупными событиями в жизни основателя буддийского учения, Будды Гаутамы. Так и Лумбини (в переводе с санскрита «прекрасное») претендует называться местом его рождения в 623 году до нашей эры, которое отмечено каменной колонной, установленной индийским правителем Ашокой Великим в 249 году до нашей эры. Колонна огорожена маленьким забором, украшенным молитвенными флагами, пожертвованными верующими.
В соответствие с традицией шакьев, царица Маха Майя, чтобы родить отправилась в дом родителей, в царство колиев, но родила в саду Лумбини под деревом ашока. Родившись, Будда произнес слова «Это моё последнее рождение», в соответствие с буддийской традицией сразу же после рождения сделал семь шагов, а на каждом следе расцвет цветок лотоса. Рождение, Просветление (в Бодх-Гая), Первая Проповедь (Сарнатх), Уход в паринирвану (Кушинагар) – все события произошли под деревьями. Это одно из объяснений благоговейного отношения буддистов к природе.
Примерно в тридцати километрах к востоку от Лумбини деревня Тилауракот, где предположительно находился царский дворец Капилвасту, в нем Будда провел двадцать девять лет своей жизни как принц царства шакьев, пока не отказался от всего ради поиска пути для избавления от страданий.
Монастыри и храмы были построены в Лумбини до девятого века, но затем буддизм начал терять популярность, после принятия многих людей ислама, позднее индуизма. Все что оставалось от комплекса, была скульптура, которая почиталась местными женщинами как символ плодородия и изобилия. Утрачен за тысячелетия был и красивый сад Лумбини, в котором во времена земной жизни Будды росли прекрасные деревья, описанные в санскритской и палийской литературе. Когда Ашока Великий посетил Лумбини, это была процветающая деревня. Кроме колонны он построил четыре ступы, а на столбе оставил надпись: «царь Пьядаси (Ашока), любимый богами, в двадцатый год своего господства, нанес царский визит Будде Шакьямуни, рожденному здесь. Построил каменную ограду и каменную колонну, посвященную Бхагавану (Будде). Лумбини будет платить меньший налог и имеет право на восьмую часть».
Место было открыто случайно в 1895 году, когда немецкий археолог доктор Антон Фюрер, бывший католический священник, натолкнулся на Колонну Ашоки, идентифицируемую его надписью. Свидетельства, приведенные китайским буддийским монахом и путешественником Фасянем, известным, прежде всего, именно паломничеством к месту рождения Будды, также указывали на это место. В 1997 году Лумбини внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Главной достопримечательностью в Лумбини считается Сад со Священными фигами, размещенный на территории восемь квадратных метров и обладающий всеми богатствами исторической области. Он является частью глобальной инициативы, в соответствие с которой многие страны строят храмы, чайтья, вихары в Международной Монастырской зоне. Она разделена на восточную область – для святынь буддизма Тхеравада и западную область – для монастырей и храмов буддизма Ваджраяна и Махаяна. С самого раннего утра и до позднего вечера на священной территории паломники из разных стран скандируют, предаются размышлениям.
Особенно священная область – руины древних храмов, дерево бодхи, Пушкарни, пруд, в котором мать Будды омылась прежде, чем родить, колонна Ашоки, храм Майядеви. Современный храм, представляющий простую белую структуру, огораживает древние руины. Изящные скульптуры из песчаника, иллюстрирующие сцены рождения Будды, обнаруженные археологами, сохраняются в Национальном Музее в Катманду.
Храм Майядеви построили на остатках более чем одного храма или ступы, вероятнее всего ступы Ашоки. Около колонны Ашоки – водный поток, текущий на юго-восток, который в местном масштабе называют рекой Ол. В 1996 году археологи раскопали «безупречный камень» или «отпечаток следа», помещенный Ашокой, чтобы отметить точное место рождения Будды.
Ступа Муктабандхана, как считают, сооружена во времена господства неварской династии Малла (12-17 века), для сохранения реликвий, связанных с Буддой. В святыне меньшего размера, находящейся поблизости, - лежащий Будда, статуя, принесенная туда монахом Харибала из Матхуры.
В Лумбини есть три музея. Музей Лумбини в Культурной Зоне, сохраняющий коллекции рукописных текстов, фрагменты терракоты, каменные скульптуры, монеты династии маурьев и Кушанского царства, оттиски из разных стран, изображающие Будду и Лумбини.
Международный научно-исследовательский институт, управляемый Фондом развития Лумбини и Рэйюкай (Японская Ассоциация Духовной Дружбы) проводит исследования в области буддийской и, вообще, всей религиозной мысли. В нем содержится около 12 000 книг по религии, философии, искусству и архитектуре.
Музей Капилвасту расположен в деревне Тилауракот, которую, собственно говоря, и идентифицируют с древней столицей шакьев. В музее сохраняются многие артефакты (период 7 век до нашей эры и 4 век нашей эры) – монеты, глиняная посуда, украшения, игрушки.