Искривленные скаты многоярусных крыш, напоминающие крылья, спускаются почти до самой земли. Ниспадающие двойные арки портика искусно украшенные позолоченными тожественными обетами, на которые понадобиться не менее часа времени, что бы только созерцать эту величественность. Ват Сиенг Тонг – самый изящный, самый роскошный из храмов древней столицы лаосского королевства.
Луангпхабанг! Говоря об этом городе, сложно не использовать слова в превосходной степени, и редко, кому удалось бывать в нем, будут делать иначе.
Место, где история, красочная природа, поразительная архитектура, величественная атмосфера, словно объединившись, представляют исключительный по красоте и величию памятник красоте. Город магической смеси изысканных буддийских храмов в сочетании с несколько интимной французской колониальной архитектурой.
Ват Сиенг Тонг, справедливо называют самым прекрасным храмом в Луангпхабанге – «Золотой город» или «Монастырь Золотого Дерева». Атмосфера великолепия и спокойствия в храме потрясает до глубины души. Расположившись на набережной, где приток Нам Кханг соединяется с Меконгом, он часто служил воротами города. Паломники из Сиама, в состав которого входила область, заканчивали своё путешествие в храме Сиенг Тонг. Накануне коронации король общепринято проводил три дня в молитвах и размышлениях в храме. Ват Сиенг Тонг являлся местом коронации лаосских королей и центром многочисленных ежегодных праздников. Сим (зал посвящения в духовный сан) был построен в 1560 году королём Сеттатиратом и находился под королевским покровительством. Библиотека Трипитака была добавлена в 1880 году, в 1961 году построена барабанная башня.
Повреждения, затронувшие большую часть города, вызвали потребность в большой реконструкции и восстановлении во времена французского господства. Но Ват Сиенг Тонг и другой храм, Ват Май Суваннапхумахам избежали разрушений во времена войн неистовствующих «хо» (тайпинов) в 1887 году, благодаря тому, что лидер «черных флагов» Део Ван Три в ранние годы обучался здесь. Ват Сиенг Тонг он использовал в качестве своего штаба, при этом, порушив все остальное, что находилось в поле зрения.
Храм Сиенг Тонг – превосходный пример лаосского стиля с низкой, величественной и широкой крышей с декоративными нагами по краям. Внутри - превосходное изображение Будды, канал из дерева в форме нага, по которому вода проходит и вытекает на улице через хобот декоративной головы слона (из витражного стекла), во время церемоний и в течение нового года. На задней стене с внешней стороны – мозаика «дерево жизни». Роскошно украшенные деревянные колоны поддерживают детально разработанный потолок, на котором изображены золотые «колеса дхармы».
Существенный объект в храме – внушительная похоронная повозка, украшенная золотом, в которой по городу перевозили прах королевских особ, согласно традиционным похоронным обрядам. Есть также урны, содержащие пепел. Защищают их внушающим страх нага.
Среди других построек храмового комплекса интересна Красная Часовня (Ла Шапель, так назвали её французы), в которой хранится очень редкое скульптурное изображение наклонного темнокожего Будды. Единственный в своем роде – наклонный Будда в лаосской классической манере. Скульптура по всей вероятности датируется тем же временем, когда был построен храм.
Каждый день на рассвете в Луангпхабанге можно видеть одну и ту же сцену. Монахи, одетые в одежды оранжевого цвета, проходя по главной улице, получают рис от женщин для своей повседневной еды. Буддисты верят, что, подавая рис в этой жизни, они обеспечивают себе сытое существование в следующей жизни. Туристы также могут участвовать в этой древней традиции, но при этом понимать, что хотя зрелище покажется привлекательным, оно по-прежнему для буддистов священный ритуал.
Конечно, Ват Сиенг Тонг и Королевский дворец/музей – самые известные и великолепные достопримечательности города, но в Луангпхабанге много храмов, большинство «собраны» в нескольких минутах ходьбы друг от друга, среди китайских шопхаузов и французских колониальных вил.
В дворце-музее, архитектура которого представляет комбинацию традиционных лаосских стилей с неоклассическим французским стилем, много интересных экспонатов, включая точную копию Священного Золотого Будды (Будда Пра Банг), подаренного королю Фа Нгуму кхмерским правителем Джаяварман Парамешвара, в 1359 году.Фрески, изображающие традиционные лаосские стены, написаны французским художником Алексом де Фонтеро в 1930 году. Они расположены так, что естественный свет падает на соответствующее времени суток изображение. Огромные портреты короля Саванг Ватхана, королевы Кхампхоуи, наследного принца Вонг Саванга написаны в 1967 году российским художником Ильей Глазуновым.
Первоначально дворец был построен для первого короля Лаоса (и последнего короля Луангпхабанга) Сисаванг Вонга, после того, как оригинальное королевское здание разрушили в 1887 году «хо». Строительство «золотого зала» (Хау Кхам, как его называют) началось в 1904 году, и было закончено в 1907 году. Место выбрали таким образом, чтобы посетители могли прибыть во дворец непосредственно от лодок. Королевским местом жительства дворец оставался до 1975 года, образования Лаосской Народно-Демократической Республики. Последний лаосский король Саванг Ватхана (сын Сисаванг Вонга) и его семья были насильственно отправлены в джунгли на севере страны, в лагерь самана Сам-Ноа, для переобучения (основам коммунизма), где они, предположительно, погибли в конце 70-х – начале 80-х.