Когда Хайрем Бингхем сто лет назад обнаружил Мачу-Пикчу, событие ошеломило мир и очень скоро «старая вершина» стала одной и культовых чудес мира (в 2007 году Мачу-Пикчу удостоился звания Нового чуда света). Но примерно за семьдесят лет до того, как Бингхем добрался до резиденции-святилища инков, на севере был открыт другой «потерянный» город, один из самых загадочных памятников в древних Америках.
Куэлап (регион Амасонас), монументальный образец архитектуры культуры Чачапойя, был представлен миру в 1843 году. Он оставался неизвестным по причине того, что расположен в сложно доступной местности (хотя, местные селяне знали о городе).
Окруженный амазонскими Андами, отдаленный район высоких пропастей, глубоких ущелий, покрытых густым тропическим лесом.
Куэлап был обнаружен судьей города Чачапояс (административный центр региона Амасонас) Хуаном Крисостомо Ньето, когда он проводил вместе с сельскими жителями обзор местности. Ньето написал письмо в региональную администрацию, описал огромные размеры Куэлапа, но путешествие к древнему укрепленному городу, к которому ведет очень узкая дорога, способная поместить только одного человека, было опасным, и мало кто решился на такой поход. Куэлап продолжал покоиться не тревожимый, окутанный облаками и тайнами.
Город все же привлек внимание некоторых ученых и заинтересованных древностями, среди них Луи Ланглуа (описавший Кэлап в 1930-е годы) и, несколько раньше, Адольф Бандельер, величайшей заслугой которого является то, что он доказал ложность многих исторических мифов о цивилизации инков, которые сложились в археологии в тот период.
Чачапойя – одна из возвышенных культур древнего Перу. Чачапойцы проживали на правом берегу реки Мараньон, в долине Уткубамба, название можно перевести как «земля пещер» (утку). Область влияния Чачапойя распространялась и дальше к Гран-Пахатен (в составе Национального Парка Рио-Абисео) между реками Мараньон и Уальяга. В записях Инка Гарсиласо де ла Вега, перуанского историка, автора «Истории государства Инков», упомянуты очень обширные территории Чачапойя. Самих чачапойцев летописец описывает как «самых белокожих, миловидных людей, каких он не встречал среди индейцев. И женщины их настолько красивые, что завоеванные инками, они были избраны, чтобы служить в храмах Инти» (Солнца)- «акльяс»; «девы солнца». Хотя, скорее всего, «Сон лос масс бланкос..» (они самые «белые», как значится в описании) означает не белокожие, а «самые чистые (опрятные)». Сон лос масс бланкос
Культура Чачапойя, развивавшаяся автономно, примерно с 800 года до 1470-х (завоевания инками), оставила большое количество памятников, расположенных в труднодоступных местах. Кроме Куэлапа - Гран-Пахатен, Лагуна Кондоров (известная и как Лагуна Мумий), множество каменных гробниц и саркофагов - индивидуальных могил, воспроизводящих контуры человеческого тела.
Чачапойцы жили расширенными семействами - общинами (айлью) в круглых зданиях на высоких горных хребтах. Притом, что отличительные поселения чачапойцев рассеяны на очень обширной местности о них известно все ещё очень немного. Практически не изучена мифология чачапойцев. Они почитали змей, кондоров, молнии, как космические силы. Археологи нашли изображения человека-кошки.Чачапойцы были знамениты, прежде всего, как могущественные шаманы и беспощадные воины. Считались прекрасными ткачами, что доказывают найденные артефакты, пирогравюристами, занимались резьбой по дереву и высекали из камня фигуры. Кроме того, оставили исключительные образцы наскальной живописи. Керамические изделия чачапойцев достаточно примитивны.
Конечно, современному путешественнику не нужно мачете, чтобы добраться до Куэлапа через непроходимую сельву, но все равно маршрут сложный. Автобусы, соединяющие с ближайшим к Куэлапу городом Чачапойяс с остальными городами Перу, ходят очень редко по причине частых камнепадов и дождей, которые образуют на дороге непролазную грязь.
Куэлап, на высоте 3000 метров над уровнем моря, находится на большой платформе протяженностью почти 600 метров ориентированной с юга на север. Он заключен в массивную стену (высотой в некоторых местах почти 20 метров), построенную из громадных камней (некоторые весом до 3 тонн), поросшую мхом и растительностью, и простирающуюся вдоль хребта. Центр города/крепости («куэлап» - «крепость») размещается на площади 150000кв.м. (110 метров шириной). Весь комплекс с террасами, гробницами, башнями, отдаленными домами составляет около 450 гектаров. Считается, что крепость возвели в 7-8 веках, но это только предположения. В крепость можно зайти через три узких коридора (два в восточном фасаде и один на западной стороне) примерно 60 метров, сужающиеся по мере того, как приближаешься к городу и позволяющие пройти только одному человеку.
Из 420 структур круглой формы (пять - прямоугольной), как уверены некоторые исследователи, многие являлись хранилищами продуктов питания (чтобы население не страдало в неурожайные годы), а не жилищами. В диаметре здания в среднем 9-12 метров, средняя высота – 4 метра. Дома без окон, но с изобретательными системами дренажа и вентиляции.
Думается, что в цитадели жила только элита чачапойцев (правители, шаманы, воины). Большинство населения проживало в окрестностях в хрупких по конструкции домах (деревянных или глиняных хижинах). Стены некоторых построек украшены символическими рисунками, V-образная цепочка, напоминающая птичий полет. Символы змеи, птицы и животного из семейства кошачьих, что напоминает о чавинском культе ягуара (археологическое городище Чавин-де-Уантар). Предполагается, что Куэлап являлся не только административно-сельскохозяйственным центром, но здесь проводились магические ритуалы, обращенные к сверхъестественным силам, управлявшим атмосферными явлениями.
Между существующими конструкциями три типа особенно выделяются – Эль-Тинтеро («Чернильница»), Ля Аталайя (Сторожевая Башня) и Эль-Кастильо (Замок).
Эль-Тинтеро – циркулярная башня (в форме перевернутого конуса, что бросает вызов законом гравитации). Предположительно, служила ритуальным функциям. На вершине находились кости оленей, лам, морских свинок, обнаружены следы пепла, горелой земли и чича (ритуального напитка из кукурузы).
В 1996 году команда исследователей из Музея Человека в Сан-Диего (Калифорния) осмотрев здание, пришла к выводу, что это обсерватория. В начале октября и начале марта (важные даты для местных крестьян) солнечный луч освещает хранилище под углом 90 градусов. Шахта, ведущая вниз в хранилище не вертикальная, а слегка наклонена, и солнце в полдень в день Зимнего Солнцестояния освещало каменный блок внизу. Луч света, возможно, представлялся Аксис Минду - Осью Мира. Следовательно, Кэлап олицетворял микрокосм, центр, вокруг которого движутся космические силы.
Согласно ещё одной версии, крепость была построена как защита от Уари (индейская культура, существовавшая на центральном побережье и центральной возвышенности). В любом случае, несомненным фактом остается то, что чачапойцами двигало что-то чрезвычайно судьбоносное. Оно и привело к организации столь колоссального строительства.
Черепа, обнаруженные в пределах Кэлапа свидетельствуют о том, что чачапойцы снимали скальп, невыяснено только для каких целей точно – в качестве трофеев или в лечебных целях. Даже испанцы были поражены возможностями чачапойцев-шаманов. Хуан Поло де Ондегардо, известный своими историческими произведениями об инках (кстати, первый европеец, который обнаружил мумии инков), писал: чачапойцы «великие маги и искусные травники, способные приготовить невероятные яды». Также на других археологических сайтах, относящихся к Культуре Чачапойя, были найдены кристаллы и редкие металлы, использовавшиеся в шаманских ритуалах. Ряд черепов свидетельствуют о хирургическом вмешательстве (трепанация), что являлось или лечением или преследовалась иная магическая цель.
Один аспект в мировоззренческой системе культуры Чачапойя крайне интересен – отношение к смерти. Обитатели Куэлапа скрывали своих умерших предков, но хоронили недалеко – могилы всюду: в стенах под зданиями, встроенные в обрывах скалы. Гробницы цепляются за скалы, словно ласточкины гнезда. Или антропоморфные саркофаги/капсулы (пурунмачус), изготовленные из глины, грязи, бамбуковых веток (чтобы придать капсуле форму человеческого тела), каждый с мумией в форме эмбриона, устроенные на крошечных уступах высоких осыпающихся скал, спрятанных за выступами (высший подвиг изобретательности!). Мумии прекрасно сохранились, несмотря на погодные влияния в течение многих веков. Проанализировав несколько саркофагов с сайтов культуры Чачапойя, исследователи предположили, что чачапойцы происходят от народов, принадлежащих культурам, имевшим культурное сходство, Тиуанако и Уари, развивавшихся в окрестностях города Аякучо до 800-х годов. Культура Уари (или Вари) прекратила существование в конце девятого века, а потомки Уари, оставив эти территории, расселились в других регионах Перу.
По мнению археолога Альфредо Нарваэса многие из похороненных там были принесены паломниками из отдаленных мест, поскольку Куэлап считался местом огромной космической силы, способным защитить души. Как и другие Андские народы, чачапойцы хранили связь со своими предками, принося им еду и питье, консультируясь с ними, исполняли важные ритуалы у захоронений и во время праздников. Они верили, что предки походатайствуют перед богами относительно плодородных урожаев. Умерших поэтому хоронили в священных местах - Уака (горы, пещеры, скалы, озера, при слиянии рек), там, где они могли наблюдать за тем, как живут потомки на их родной земле.
Но многочисленные ссылки на шаманов, брухос (колдунов) в испанских хрониках отчасти объясняется и изолированностью мест, где развивалась культура Чачапойя. Шаманы из Анд вынуждены были путешествовать в долину за травами, осваивать новые техники, проходить обучение у своих коллег из других регионов.Профессор Уоррен Чёрч, археолог, антрополог, специализирующийся на культуре Чачапойя, считает, что многие отчеты испанцев были написаны священнослужителями или в содружестве с ними, они ставили определенные цели и главное – искоренение языческих верований среди индейцев.
Магия имела место быть повсюду в Андах, а тем более во время испанского завоевания, когда коренные народы умирали от неизвестных европейских болезней. Вот это был геноцид чудовищных масштабов! Не зная как объяснить происхождение опустошительных эпидемий, индейцы зачастую считали это враждебными действиями соперничающих племен, вспоминали старые обиды и пытались свести счеты с помощью магии.
Уничтожение культуры Чачапойя было ужасным и абсолютным. Около 1475 года они были завоеваны Тупак Инка Юпанки, хотя инкам пришлось долго покорять смелых и «недисциплинированных» чачапойцев, «Воинов Облаков», как их называли, контролировавших один из жизненно важных перекрестков в Южной Америке. Многих казнили, а половину населения депортировали в другие области Великой Империи инков.
Сначала чачапойцы приветствовали испанцев в качестве союзников против Инков, но все обернулось не так, как они надеялись. Европейцы принесли заболевания, против которых они не смогли устоять: до 1600, 92 процента от всего населения, а это больше 300 000 человек исчезли с лица земли. Сверхъестественные ритуалы, практики жертвоприношений, использование галлюциногенов, если таковые имели место быть, великая культура и искусство оказались в полном забытье. А те немногие чачапойцы, которым удалось выжить, оказавшись без основ, «потеряли историческую память».
Когда Манко Инка Юпанки планировал возглавить борьбу против испанского господства, он нашел сторонников среди некоторых чачапойцев и, по словам одного из его сыновей, собирался отправиться в «высокую крепость», чтобы начать восстание. Позднее он передумал и, как известно, отправился в Вилькабамба. Историк Джон Хемминг в работе «Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации» утверждает, что «высокая крепость» - это Куэлап. Но притом, что многие чачапойцы не поддержали Манко и остались верны испанцам, их не пощадили, а вождей чачапойцев сожгли заживо.
Нет доказательств о решительном сражении на территории Куэлапа против испанцев. Но о чем говорят такие факты как сожженные соломенные крыши зданий, останки более 80 человек в районе вокруг Эль-Тинтеро не погребенные, покоящиеся там, где люди упали? Существует несколько предположений. Очевидно, что люди покинули эти места, поджигая дома, а обнаруженные останки – последние защитники цитадели. В мифе говорится о том, что люди, которым удалось избежать порабощения, спрыгнули с горы, ведомые местным шаманом.