До семнадцатого столетия Калькутта (Колката) была не чем иным как обычной деревней, а сегодня – это один из главных столичных городов Индии, наряду с Дели, Мумбаи и Ченнаем. С приходом Британской Ост-индской компании (в 1690) на реке Хугли был основан Форт-Уильям, в торговых и военных интересах, с которого и началась современная история города, ставшего со временем крупнейшим колониальным торговым центром Азии и заработавшим себе прозвание «драгоценный камень Востока».
С роскошными зданиями в Викторианском стиле, декоративными бассейнами, каменными тротуарами, выровненными фонарными столбами, Калькутта представлялся истинно европейским городом – и в архитектуре и в настроении.
Процветающий город стал излюбленным городом для новой «породы» индийцев, тех, у кого была белая кожа и британские манеры, к кому обращались, называя сагибами и мемхасибами, как будто они были отмечены королевскими признаками. Однако не слишком удачный климат Калькутты, жаркий и влажный, болотистая местность, постоянная борьба бенгальцев за свою независимость, в конце концов, убедили британцев переехать в 1911 году в Дели.
Нельзя сказать, что сегодня большая часть колониального архитектурного наследства в хорошем состоянии, многие монументальные структуры требуют реставрации, как это делается в Мумбаи, но все же гордые граждане Калькутты восторженно рекламируют очарование города. Калькутту называют интеллектуальной столицей Индии. Это родина трех лауреатов Нобелевской премии, включая первого Нобелевского лауреата из Азии, уважаемого Рабиндраната Тагора, режиссера Сатьяджита Рая, за свои фильмы награжденного многими премиями, не исключая и «Оскара».
Задуманный Джобом Чарноком (его традиционно называют основателем города), как памятник своей королеве, носившей также и титул императрицы Индии, Мемориал Виктории был построен спустя четыре года после его смерти. Эта куполообразная структура – самый распознаваемый ориентир Калькутты и одна из главных туристических достопримечательностей. Здание, спроектированное архитектором сэром Уильямом Эмерсоном, напоминает по стилю итальянский ренессанс, но с восточными акцентами. В двадцати пяти галереях - несколько тысяч предметов, демонстрирующих королевскую власть, включая фортепьяно из древесины палисандра. Но коллекция не ограничивается только экспонатами королевской британской власти. Внушительный трон из черного мрамора принадлежал навабу Сираджу уд-Даулу. Монументальная живопись Джайпурской королевской процессии считалась одной из самых больших картин в Азии.
Интереснейшее место недалеко от Калькутты, в Серампоре – Индийский музей, в котором сохраняются красивые, экзотические, древние объекты. Местные жители его называют Джаду Гхар (Палата Волшебства). Это старейшее учреждение подобного типа в Азиатско-Тихоокеанском регионе, содержащее огромное количество экспонатов, более чем 10 000 выставок. Среди некоторых, скелет динозавра, 4000-летняя египетская мумия, исключительный культурные индийские объекты, включая изумрудный кубок Шаха-Джахана, урну, в которой, как утверждают, содержался пепел праха Будды. Особый интерес музей представляет для людей, интересующихся традициями многочисленных племенных групп Индии. Самая потрясающая галерея в музее – текстиль и изобразительное искусство.
Обязательное место для экскурсии – Мраморный дворец. Превосходная картинная галерея, фокусом которой являются произведения Рубенса, Рембрандта, Рейнолдса, Ван Гогена, Ренуара и других известных мастеров живописи. Венецианские люстры, вазы эпохи китайской династии Мин, скульптурные изображения египтян, декоративные объекты в общей сложности из 90 стран мира, переполняют огромные залы музея. Музей имеет свой зоопарк с птицами редких видов и животными.
Мстительная богиня Кали (ипостась Парвати, разрушительная и освободительная) – покровительница Калькутты. Храм, посвященный богине, основан на том месте, где по преданию упал четыре пальца правой ноги супруги Шивы. Шива, неистово исполнявший танец разрушения, на плечах держал богиню Кали в виде шавы (трупа), и его прялка разрезала тело на несколько частей. Они упали в разных частях Индии, ставшими центрами паломничества.