Подъезжая к Ираклиону на автобусе, город появляется, словно неожиданно, устроившись среди зеленых холмов, круто снижающихся к неровной, обрамленной скалами береговой линии. Подплывая на пароме из Пирея или другого острова, путешественников встречает древняя венецианская гавань с её серовато-коричневым каменным замком, отмеченным Львом святого Марка, покровительственно протягиваясь в море.
Абсолютно верно сказано, чтобы оценить и понять современность любой культуры, нужно знать её прошлое, оно проливает свет на настоящее и позволяет немного заглянуть в будущее.
История Ираклиона, в течение 3000 лет существования города, славна многими событиями. И хотя точно неизвестно когда на невысоком холме, в сегодняшние дни формирующем центр Ираклиона, впервые поселились люди, главным городским центром в древности на Крите являлся Кносс. Ираклион расположен очень близко к руинам Кносского дворца, на расстоянии пяти километров, хотя не существует никаких археологических доказательств, но, возможно, на территории Ираклиона находился порт Кносса, уже в 2000 году до нашей эры.
Историю Ираклиона можно разделить на следующие периоды:
Минойский Ираклион, основание первого поселения с названием Ираклион (9 век до нашей эры).
Римский Ираклион, Гераклея.
Арабский Ираклион, форт Хандак.
Византийский Ираклион или Мегало Кастро (Большая Крепость).
Венецианский Ираклион или Кандия.
Османский Ираклион.
Ираклион на рубеже двадцатого столетия и Ираклион в годы Второй мировой войны.
Кносс населяли с неолитических времен, первый дворец, построенный там, относится примерно к 2000-м годам до нашей эры. Новый дворец, после разрушенного землетрясением раннего дворца, построили в 1700-х годах до нашей эры. Он процветал примерно до начала 15 века до нашей эры. Между археологами давно не утихают дискуссии в отношении того, какова была основная функция дворца. Служил ли он царским местом жительства, религиозным центром или экономическим центром, или одновременно всем вместе. Представлял ли Кносский дворец самодостаточное отдельное сообщество. Он не имел никаких укреплений, что свидетельствует о том, что Кносский дворец не был военным объектом.
Археологическую зону открыли в 1878 году. В период греческой освободительной борьбы против османского правительства она была продана британскому археологу сэру Артуру Эвансу и с 1900 года на месте стали систематически вестись раскопки.
Расположенный в зеленой долине, окруженный садами оливковых деревьев, мягко взбираясь на пологие холмы, Кносский дворец представляет огромную коллекцию помещений, дворов, широких и узких лестниц, коридоров, арок, извивающихся в замысловатых направлениях от центра – большого прямоугольной формы двора.
Минойская архитектура заметно отличается от любого другого архитектурного стиля, встречаемого на территории Греции. Как писал Никос Казандзакис: «В этом дворце нет той пропорциональной, гармоничной архитектуры, которая характерна для Греции. Здесь царит фантазия, изящество и свобода творческой силы человека».
Кносский дворец - это ансамбль зданий от одноэтажных до пятиэтажных структур. Как и во всех минойских дворцовых комплексах, устроенных вокруг центрального прямоугольного двора. Вдоль западной стороны центрального двора - в многочисленных глубоких кладовых высокие пифосы для хранения зерна, вина, масла и других продуктов. К юго-востоку - жилые помещения, в том числе и ванные комнаты, одна из которых ванная царицы. На северо-востоке – цеха и помещения для слуг.
На востоке – мегароны царя и царицы. Среди них – Зал Лабриса.
54-степенчатая лестница с четырьмя пролетами спускается в Зал Лабриса (Двойного Топора). По пути вниз открываются два пространства - колоннадные лестничные площадки. Есть область, которую Эванс назвал Верхним Залом Лабриса. На нижней лестничной площадке находится сам Зал Лабриса с царским троном, строгое, по-спартански выглядящее место, так и кажется, что вся атмосфера источает власть и уверенность. Но стоит заметить, что споры относительно того, что это царские апартаменты, возникают постоянно. Многие исследователи утверждают, что в этой части дворцового комплекса нахождение царской области маловероятно, тем более, что недалеко находились мастерские. Да и, вообще, царская область не могла находиться под землей, наоборот, где-нибудь на верхних этажах, где много света и воздуха. Возможно, это был «район», более подходящий для проведения религиозных ритуалов.
Центральная часть минойского дворца так называемый Тронный Зал, идентифицированный Эвансом благодаря «трону» из алебастра, встроенного в северную стену, окруженного изображениями грифонов. По трем сторонам зала гипсовые скамьи. Перед троном чаша из порфира, по всей вероятности служившая для ритуальных омовений. Комната, являвшаяся частью большего комплекса помещений, в общей сложности могла разместить тридцать человек (непосредственно в комнате и в приемной).
Мифы и легенды Кносса. В греческой мифологической истории основатель городов Кносс, Фест и Кидония, царь Крита - Минос, сын Зевса и Европы. Минос был супругом Пасифаи и отцом Ариадны, Андрогея и ещё многих детей. Посейдон дал Миносу роскошного белого быка, которого Минос должен был пожертвовать Зевсу. Но Миносу бык настолько понравился, что он решил оставить быка себе, а в жертву Зевсу принести другое животное. Но не удалось Миносу провести Зевса и тот, сильно разгневавшись, разжег в Пасифаи страсть к быку. Она заказала царскому архитектору Дедалу изготовить деревянную корову полую внутри, которая была покрыта коровьей шкурой. Пасифая зашла в корову и божественный бык, таким образом, покрыл её, после чего она родила полубыка-получеловека Астерия, прозванного Минотавром. Минос, не позволил убить чудовище, приказал Дедалу выстроить лабиринт, куда и заключили Минотавра.
После убийства Андрогея в Афинах Минос потребовал от афинян каждый девятый год присылать ему семь юношей и семь девушек в качестве дани. Чтобы избежать войны, афиняне вынуждены были согласиться, посылая молодых людей на съедение Минотавру. Так продолжалось три случая, пока в очередной дани дочь Миноса Ариадну не заинтересовал один юноша по имени Тесей. Ариадна дала ему клубок нити и меч, которым Тесей убил Минотавра, а по нити нашел обратную дорогу из лабиринта. Ариадна бежала вместе с Тезеем с Крита…
Вообще рассказами о подвигах и злодеяниях Миноса переполнена вся древнегреческая литература и историография. Однако уже в древности люди понимая, что все деяния не мог совершить один человек, стали выделять двух Миносов. Минос, владевший островом Крит до Девкалионова потопа. Второй Минос – ахейский Минос, он пришел с материка. Но действия Миносов не разграничивали.
Согласно легенде лабиринт Дедала находится в окрестностях Кносса. Но сам кносский дворец также часто называют лабиринтом, из-за того, что в дворцовых святилищах присутствует мотивы лабриса, двойного топора (в народной этимологии слово лабиринт содержит слово лабрис, лабиринт= «дом лабриса»), который в микенском мире использовался как символ правосудия. «Лабрисом» люди украшали многие предметы, стены храмов, не только в Кноссе, символически он должен был предотвратить их возможное убийство. Мифы отражают мировоззренческие взгляды древних. Тесей, убив Минотавра в «доме лабриса», по существу уничтожил морскую державу Миноса. Некоторые исследователи высказывают предположение, что мифологический Минотавр эквивалентен высшему священнику в минойском обществе.
Во время раскопок критские мифы будоражили воображение Эванса до такой степени, что он, понимая, что вероятность связи каких-либо особенностей дворца с мифами фактически невозможно, тем не менее, называл некоторые структуры так, словно подтверждал непосредственное «участие» Кносского дворца в мифической истории.
Минойцы поклонялись земной богине, супруге бога неба в образе быка (религиозные представления, трансформировавшие в образы Европы, которую Зевс в образе быка привез на остров Крит, и Пасифаи) – богине растительности и плодородия. На минойскую культуру оказала влияние египетская культура. Это доказывают и фрески с изображением процессии с богом Ра на спине небесной коровы. В Египте корова идентифицировалась с богинями Хатхор и Нет.
Мифы о царе Миносе (или Миносах) символизируют переход от матриархата к патриархату, культуре кочевников. Во всяком случае, в этом уверены некоторые исследователи. Дикий бык занимал особое положение в минойской религии. Непредсказуемый нрав быка делал его и сильным, даже враждебным по отношению к человеку, но в то же время священным жертвенным животным. Игры, в которых мальчики и девочки выполняли сальто, стоя на спинах диких быков, могли корениться в этой точке зрения. Изображение бычьих рогов (как и быков), встречающиеся в Кноссе повсеместно, являлись культовым символом.
Миф о лабиринте (символически погребально-храмового сооружения) и критском боге лабиринта Дедале получил развитие после разрушения Кносса. Северные греки, натолкнувшиеся на угасшую цивилизацию, знали о минойском культе быка. Обнаружив разрушенный роскошный дворец-лабиринт и костные останки, была создана легенда о Минотавре, объяснявшая в мифологически-историческом аспекте казалось необъяснимые вещи. Несколько лет назад на территории Кносского дворца обнаружили фрагмент детской кости со следами разреза, что возможно доказывает практику человеческих жертвоприношений.
Минойская цивилизация превосходно представлена в Археологическом музее Ираклиона, расположенном на площади Элеферия (площадь Свободы). Музей располагает исключительными коллекциями минойских предметов, представляя очень подробно картины повседневной жизни в древнейшем европейском обществе.