Одно из наиболее уважаемых священных мест в Иордании, Гора Нево (Небо), расположенная рядом с деревней Файсалиях в семи километрах к западу от Мадабы. Небо, горный хребет, поднимающийся с трансиорданского плато приблизительно на высоту 817 метров над уровнем моря. Немногие дольмены и каменные столбы, рассеянные в области доказывают, что Небо населяли с самых древнейших времен. Но историческую известность гора получила благодаря библейской истории, описанной в Книге Второзакония.
Гора, с которой Моисей увидел Землю Обетованную, прежде чем умер, «затем Моисей поднялся с пустынных равнин Моава на гору Нево, вершину Фасги, что напротив Иерихона».
Согласно еврейской и христианской традиции, Моисей был похоронен на Горе Нево Богом, но место его успокоения неизвестно.
Некоторые переводчики библейской Книги Второзакония переводят название горы, как Фасги, обычно обращаясь к Горе Нево, самой высокой вершине на западе трансиорданского плато. На иврите означает «высокое место» (как холмистая местность), при переводе слово потеряло своё значение и стало собственным названием горы.
До византийских времен наименование Небо носила укрепленная деревня, расположенная на самой вершине пика эль Мухайят (790 м). В Ветхом Завете древняя деревня упоминается наряду с другими городами Моава, как Мадаба, Хешбон. Фактически бедуины, проживающие в области, сохраняют название для деревни и в сегодняшние дни.
На пике Сьяга (710 м) ранние христиане построили мемориальную церковь, посвященную Моисею, чтобы в камне увековечить память о библейском эпизоде.
Во время археологических раскопок, проведенных францисканцами, которым принадлежит священная область, были обнаружены остатки древней церкви с великолепными мозаиками, над которыми построили Мемориал Моисея.
Паломники, много столетий назад восходившие на гору, чтобы посетить святыню, посвященную Моисею. Они оставили яркие воспоминания о своих путешествиях, которые помогли археологам идентифицировать святое место. Святилище упоминается в отчете о путешествии в Святую Землю, скорее всего в 381-384 годах, паломницы по имени Эгерия.
Церковь, построенная в 394 году, как показали археологические исследования, на основе более старой структуры, имела три апсиды, которым предшествовал вестибюль, мощенный белой мозаикой, между погребальными часовнями на северной и южной стороне.
В шестом столетии церковь расширили, преобразовав в базилику с ризницей и новым баптистерием, от которого сохранились мозаичные полы (530 г). Вскоре церковь стала сердцем крупного монастыря и центром паломничества, процветавшего на протяжении шестисот лет.
Мемориал-святилище, оставленное к 1564 году, оставалось практически заброшенным в течение последовавших нескольких столетий, пока не было выкуплено и восстановлено орденом францисканцев.
Летом 1933 года начались археологические раскопки на самой высокой вершине. Три долгих археологических периода привели к открытию Базилики и крупного монастыря.
Главная цель археологических раскопок и восстановлений религиозных структур, финансируемая Кустодией Святой Земли и за счет пожертвований христиан со всего мира, состоит в том, чтобы сохранить для будущих поколений этот исключительный памятник Веры. С 1976 года 4 сентября, согласно церковному календарю, проводится ежегодный литургический банкет Моисея при поддержке Церкви Иерусалима. К францисканским монахам в торжественный день присоединяются местные христиане, священники и миряне.
Детали трех аспидной базилики были включены в структуру современного Мемориала Моисея. Дополнения очень простые и представляют не больше чем только заградительное сооружение для впечатляющего материала археологических раскопок и древних мозаичных панно.
Сразу при входе раскопки Старого Баптистерия, имеющего одну из самых интересных и древнейших мозаик в Иордании. Баптистерий и мозаика датируются 531 годом благодаря греческой надписи, указывающей имена трех мастеров-создателей и епископа, который служил в то время. Основная мозаика оставалась скрытой в течение почти 1 400 лет, на ней находился другой мозаичный слой, положенный в 597 году.
Большой квадрат, разделенный на четыре группы со сценами, в которых действующие лица мужчины и животные, окруженный орнаментом «цепочка». Лучшие изображения – жестокие сцены охоты. Пастух, борющийся с львицей, воин – с львом, два наездника, поражающие копьями медведя и кабана. Нижние сцены – пасторальные, но с легким акцентом экзотичности. Пастух, наблюдающий за козой и овцами, пасущимися в тени деревьев. Мальчик, держащий на поводке зебру и, вероятно, верблюда, темнокожий мужчина – страуса.
Итальянский скульптор Джованни Фантони создал композицию Змеиный Крест, изображающий одновременно Медного змея Моисея и крест, на котором распяли Христа, и спроектировал металлические декорации в интерьере Мемориала.
С вершины Нево можно восхититься прекрасными панорамами Святой Земли - Иорданской долины и Мертвого моря, в ясный день увидеть крыши Иерусалима и Вифлеема. Это действительно очень торжественный момент, наполняющий душу сложно объяснимыми чувствами, ощущением присутствия Святости, Вечности, Любви во всём, что окружает.