В мире не так много вещей, которые не имеют сравнений. Некоторые из них создавались благодаря вдохновению эмоциями. Эротические изображения знаменитых храмов в Кхаджурахо также отражение внутренних человеческих чувств – духовной и физической любви. На каждых стене, окне, потолке, колонне вырезаны фигуры мифологического исторического происхождения, иллюстрирующие разные любовные формы.
За века испепеляющие солнечные лучи, проливные дожди, разрушительные ветры, алчные человеческие желания лишили большую часть энергетики храмов, отраженной в сладострастных улыбках на губах, сверкании влюбленных глаз, изогнутых в страстном желании телах. Но, всё равно, Кхаджурахо по-прежнему остается прекраснейшим произведением архитектуры и искусства, которым творческий гений человека воспевает гимн Любви.
Покинутое и непосещаемое до середины 1960-х годов в сегодняшние дни место самая популярная достопримечательность в Индии после Тадж-Махала. Теперь Кхаджурахо небольшая туристическая деревня, окружающая комплекс храмов, а в прошлом религиозная и культурная столица правителей Чандела, расположенная в местности лесистых равнин индийского штата Мадья-Прадеш в исторической области Бунделкханд.
Храмовый комплекс Кхаджурахо, состоящий из трех групп (западная, восточная и южная группа) – яркое отражение философии индийской эстетики. Эротические скульптуры, иллюстрирующие сутру Камы, уникальное явление. И вместе с тем нельзя сказать, что да, это только эротическое искусство, поскольку здесь присутствуют и самые уважаемые индуистские божества. Несколько храмов посвящены божествам из пантеона джайнов, остальные Триаде - Брахма, Вишну, Шива и различным формам Деви. До нашего времени из восьмидесяти пяти оригинальных храмов, построенных правителями Чандела в Северной Индии, сохранились чуть больше двух десятков. Строившиеся с 950 по 1050 годы, в столь короткий срок, что действительно объясняется вдохновленным порывом и огромным творческим потенциалом создателей.
Комплекс храмов, сконструированных в виде построек пирамидальной формы, придерживается типичного для Северной Индии шикхара-стиля, так же как и определенного расположения, связанного с системой религиозного поклонения (панчаятана). Храм Панчаятана представлял главную святыню в центре и четыре зависимых святыни по углам.
Истории древних династии часто покрыты завесой тайны, причина в том, что письменных свидетельств крайне мало, но как это характерно для Индии мифы и реальности в них крепко переплетены. А когда династия оставляет подобные чувственно-религиозные наследия, как храмы Кхаджурахо, то их, безусловно, сопровождают ещё более красочные легенды.
Притом, что в мире давно признана большая художественная ценность Каджурахо, но действительная цель строительства удивительного комплекса по-прежнему остается в сфере предположений. Немало вопросов, на которые не находится ответов. К тому же графическое изображение сексуальных и эротических положений в религиозном мире вызывает недоумение. Согласно мифу, Каджурахо в древние времена был известен как «Кхаджурвахика» или «Кхаджурпура» и получил свое название благодаря финиковым пальмам (кхаджур), окружавшим его.
Чанд Бардаи (1149 – 1200), индуистский брамин и придворный поэт махараджи Притхвираджа III из династии Чаухан, правившей на севере Индии во второй половине 12 века, в эпической поэме «Притхвирадж Расо» рассказывает о прекрасной дочери священника из Варанаси Хемвати.
Однажды летней ночью она купалась в сверкающих водах с цветущими лотосами пруда возле её дома в Варанаси. Она ослепила своей красотой Лунного бога, он спустился на землю в человеческом облике и соблазнил девушку. Хемвати узнав, что носит под сердцем ребенка, стала угрожать Лунному богу проклятием за то, что он опозорил её. Но тот пообещал, что она станет матерью героя, короля Кхуджурахо, который возведет многочисленные храмы, окруженные озерами и садами. Он исполнит яджну - должен будет создать изображения эротических фигур, построив 85 храмов в чаще финиковых пальм. Это освободит его мать от греха внебрачной любви.
Хемвати покинула дом, оправившись в рощу финиковых пальм (кхаджур), где в небольшой деревне, находящейся поблизости, родила сына, назвав Чандраварман. Мальчик вырос столь же храбрым и сильным, как и его блестящий отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра или льва. Восхищенная Хемвати привала Лунного бога полюбоваться на сына. Тот подарил юноше пробирный камень, способный превращать железо в золото и благословил его на царствование в Кхаджурахо, в котором юноша построил свою крепость. По просьбе матери Чандраварман возвел 85 великолепных храмов, озера и сады, тем самым, исполнив яджну и смыв грех Хемвати.
Кандарья-Махадева, в Западной группе, лучший образец центрально-индийского архитектурного стиля. Он самый большой в комплексе и посвящен богу Шиве. Недалеко от него находится Матангешвара, единственный из всех храмов, где Шиве все ещё поклоняются с ежедневными молитвами и ритуалами.
Лакшмана с четырьмя святынями, возможно, самый прекрасный храм в западной группе. Храм Деви Джагдамба славен митхуна – очень чувственно вырезанными фигурами любовных пар. Висванатха и Нанди иллюстрируют брак Шивы с Парвати. Одним из самых старых из сохранившихся храмов является Чаусатх-ёгини, посвященный богине Кали.
Восточная группа храмов известна как группа храмов джайнов. Гхантай, Адинатха, Паршванатха имеют великолепные резные изображения, но без эротического смысла, как в индуистских храмах. Каждый посвящен божеству джайнов и имеет изображение своего бога. Кроме того, в восточной группе есть три индуистских храма и два брахманских, старейших в Кхаджурахо, построенные из гранита и песчаника.
Южная группа включает только два храма – Дуладео и Чатурбхуджа с трехметровой высоты статуей Вишну. Дуладео достойно представляет выдающийся эротический образ Кхаджурахо, но он новый по отношению к другим храмам и был, скорее всего, построен, когда расцвет искусства пошел на убыль.