Великолепная архитектура связанных с историей страны церквей и зданий Исторического Центра Гвалахары очаровывает гостей города и не хочется упустить из внимания любое из них. Несмотря на активную модернизацию, динамичное развитие города, Исторический Центр сохраняется фактически в первозданном виде и прогулка по нему – лучший способ погрузиться в историю Гвалахары.
Согласно старым хроникам, в месте известном в сегодняшние дни как Пласа де лос Фундадорес (Площадь Основателей), 14 февраля 1542 собрались шестьдесят три человека, которых считают основателями Гвадалахары и поклялись честью защищать новый город.
По специальной терминологии она называется Фриз Основателей Гвадалахары и находится за Театром Дегольядо. Площадь организовалась благодаря структуре, состоящей из перегородки высотой 3 метра и длиной 21 метр и красивого бронзового рельефа на её фоне, представляющего официальных основателей города. Кристобаль-де-Оньяте, Мигель де Ибарра, отважная донья Беатрис Эрнандес и другие, способствовавшие испанской колонизации Мексики, андалузцы, эстемадурцы, кастильцы, португальцы, уроженцы Сантандера и так далее, чьи имена остались в памяти Гвадалахары в названиях улиц и районов.
В середине девятнадцатого века развилась идея о строительстве театра. Первый камень в здание театра заложил 5 марта 1856 года Хосе Сантос Деголладо, военный и политический лидер Мексики. Открылся театр 13 сентября 1866 года оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур», под именем Театр Аларкон в честь испанского драматурга семнадцатого века Хуана Руис де Аларкон-и-Мендоса. Деголладо убили в 1861 году в период Войны за Реформу. Позже в истории его объявили «Бенемерито де ла Патрия» (Достойный Нации), а театр Аларкон получил его имя.
На сцене театра выступали многие выдающиеся исполнители - Ангела Перальта, Вирхиния Фабрегас, Анна Павлова, Хуан Габриэль, Пау Казальс, Андрес Сеговия, Пласидо Доминго, Рудольф Нуриев, Марсель Марсо и многие другие. В нем регулярно проводятся концерты ведущих отечественных и зарубежных исполнителей, мариачи, представления фольклорного классического и современного танца, оперы, презентации, также театр является постоянной сценой филармонического оркестра Халиско.Здание в неоклассическом стиле, вдохновленное итальянскими театрами. На куполе фрески работы Херардо Суареса и Хакобо Гальвеса (иллюстрации четвертой Песни «Божественной Комедии» Данте).
Паласио де Гобьерно (Дворец Правительства) просто необходимо осмотреть. Кроме того, что здание имеет один из красивейших фасадов и случались наиболее важные исторические события, оно украшено фресками знаменитого мексиканского живописца монументалиста, графика Хосе Клементе Ороско.
В дальнем конце Пласа де Армас находится монументальная структура - Осписио-Кабаньяс, основанный епископом Гвадалахары Фраем Антонио Алькальде и названный в честь его последователя епископа Хуана Руиса де Кабаньяса, благодаря которому был спроектирован план комплекса архитектором Мануэлем Толсу. В прошлом приют для больных и сирот, с конца 1980-х в нем разместился Институт Культуры Кабаньяс.
В 1937 году по приглашению правительства штата Халиско Хосе Клементе Ороско начал работу в старой часовне, не предполагая, что его работа станет важной частью в истории страны. За два года он написал 53 фрески на стенах, сводах, куполе часовни, рассказывающие об истории Мексики на примере Гвадалахары – доиспанское время, завоевания, отношения индейцев и испанцев, трагические сцены современности.
Считается, что Луча Либре (с испанского языка «вольная борьба», разновидность реслинга) появилась в Мексике в период французского вмешательства в 1863 году. В начале 1900-х борьба в основном являлась региональным явлением до основания Эмпреса Мексикана де Луча Либре (Объединение Мексиканского Реслинга) в 1933 году Сальвадором Луттерот Гонсалес, агентом в профессиональной вольной борьбе, которого именуют «Отцом Луча Либре».
Первое представление Луча состоялось 21 сентября 1933 года, с участием Чинно Ачиу, американца Бобби Сампсона, ирландца Сиклоне Маккеи и мексиканца Яки Джо. Спортсмены выступали в почти разрушенном Паласио Чинно, сегодняшней «Национальной Арене». Между 1940-ми-1950-мы годами одновременно строились несколько арен, среди них великолепная «Арена Колисео де Гвадалахара» – гордость и честь города.