Второй по величине город Австрии, Грац, возможно, представляет несколько иную Австрию, в отличие от той, к которой привыкаешь, благодаря классической Вене. Здесь более непринужденная, энергичная, яркая, стильная атмосфера, особенно в вечернее время суток, что совсем неудивительно, поскольку Грац – студенческий город (примерно 40 000 населения Граца студенты). В Граце шесть университетов, четыре из которых стандартные университеты и два специализированные, посвящающие свою деятельность исключительно прикладным наукам. Имена выдающихся ученых, Иоганна Кеплера, Эрвина Шрёдингера, Никола Тесла, прочно связаны с историей развития города.
Архитектурное пространство старого города иногда акцентируется смелыми, бросающимися в глаза структурами. Как пример, удивляющий оригинальным стилем, известным как пузырчатая архитектура, напоминающий подвешенный пузырь синего цвета, Кунстхаус Грац (Художественный музей Граца). Он открылся в 2003 году, - в год, когда Грац был выбран культурной европейской столицей. Причудливая биоморфная постройка в окружении исторических зданий на берегу реки Мур, спроектированная лондонскими архитекторами Питером Куком и Коленом Фурнье, в местном масштабе известна как «дружелюбный пришелец».
Привлекательное место для поклонников современного искусства разных направлений со всех уголков земли. В Кунстхаус Грац нет постоянной коллекции, он развивался как музей для организации международных выставок мультидисциплинарного, современного модернистского искусства, - с 1960-х годов до настоящего времени. Кроме того, Кунстхаус, идентифицирующий город Грац, - отличный архитектурный ориентир.
Группа дизайнеров из Берлина развили инновационную концепцию «realities:united», создав уникальный интерактивный фасад Кунстхауса, синтез архитектуры, света, медиа технологий, - БИКС (BIX) фасад. БИКС (от слов «биг» и «пиксели») представляет экран в масштабе фасада здания (с восточной стороны здания к реке Мур и центру города), который служит инструментом для «экранных шоу».
930 флуоресцентных колец (каждое 40 ватт, освещение переменное - от 0 до 100 %), включенные в верхнюю оболочку фасада (900 квадратных метров), функционируют как пиксели.
В дневное время на фасаде отражается символ старого Граца – башня с чашами (Уртурм) замка Шлоссберг, расположенная на противоположном берегу реки Мур, символизируя культурный диалог между прошлым и настоящим Граца.
Начало истории Граца прослеживается ещё до римских времен, когда на месте современного центра города был построен небольшой форт. В римские времена Грац служил могущественной цитаделью, защищавшей от угроз с юго-востока. Словенцы позже построили большую крепость на том же месте. Словенское название замка Градек (замок), отчего и произошло наименование города Грац.
Первая знаковая дата в истории Граца – 1128 год, отмечающая зарегистрированную ссылку на город, когда герцоги Бабенбергские превратили город в торговый центр. Спустя 250 лет, в 1379 году, Грац уже представлял достаточно крупный (в соответствии со временем) город. В 1564 году Грац стал столицей Внутренней Австрии, государственного образования, включавшее области Штирию, Каринтию, а так же Крайну, полуостров Истрию, Триест (ныне в составе Словении, Хорватии, Италии). Будучи столицей, Грац являлся местом проживания правящего дома Габсбургов, вплоть до 1619 года.
Расположенный между Центральной Европой, Италией и странами Балканского полуострова, Грац впитывал культурные влияния соседних областей, следствием чего явился исключительный городской ландшафт. Архитекторы, художники с мировыми именами, ремесленники, из германских земель, Балкан и Средиземноморья, благодаря утонченному вкусу и великолепным строительным навыкам создали прекрасный город, гармонично сочетающий различные архитектурные стили, - от готики, барокко к современным направлениям. Комплекс построек, формирующих исторический центр города, состоит из зданий, построенных в разные периоды, – исключительный пример такой согласованности. Каждая эпоха представлена типичными постройками, примечательно рассказывающими об историческом развитии города.
Среди не менее тысяч зданий Граца, привлекающих и в историческом и в архитектурном отношении, некоторые достойны особого упоминания. Благодаря многочисленности и культурной ценности архитектурных ориентиров район Старого города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Многие архитектурные шедевры окружают Францисканерплац, Спарберсбахгассе Хауптплац. Над Хауптплац (Торговая площадь) господствует Ратуша 16 века, построенная в архитектурном стиле эпохи Возрождения. Там же установлена статуя Иоганна Баптиста, эрцгерцога Австрийского, очень много сделавшего для города, прежде всего, он заботился о средствах сообщений и торговых отношениях.
Собор святого Эгидия (1438-1464), сооруженный при императоре Фредерике III в позднеготическом стиле в то же самое время, когда началось строительство Замка Граца. Это одно из самых значительных культурно-исторических сооружений города Граца и всей федеральной земли Штирия. Собор возводился на месте построенной ранее церкви, посвященной святому Эгидию, которая упоминалась, по меньшей мере, с 12 столетия.
Одна из памятных особенностей здания – главный вход, украшенный гербом строителя собора, императора Фредерика III. На южной внешней стене сохранились остатки редких фресок «Бичи Божьи», относящихся к 1480 -1485 году работы Томаса фон Филлаха. Они изображают Грац, как город, которому угрожают турки, чума и нашествие саранчи.
Мавзолей императора Фердинанда II, инкрустированное купольное сооружение в маньеристко-барочном стиле, рядом с собором, включает впечатляющую интерьерную обстановку, созданную известным художником из Штирии, основоположником барокко эпохи Габсбургов, Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом. В Мавзолее похоронен император Фердинанд II, его первая супруга Мария Анна Баварская и мать императора Мария Анна Баварская.
На западной окраине города находится дворцово-замковый комплекс Эггенберг в стиле барокко, самый большой в Штирии, выстроенный в 1625 году для князя Ганса Ульриха фон Эггенберга. Главными интересами Ганса Ульриха фон Эггенберга были астрономия, астрология, алхимия и все эти аспекты лежали в видение его новой резиденции, спроектированной Джованни Пьетро де Помиса, как символа логически организованной и математически объяснимой системы Вселенной. Замок Эггенберг, «основываясь» на Григорианском календаре, символизирует концепцию мироздания. Дворец-замок установлен в прямоугольном плане с геометрическим центром, сформированным башней с готической часовней. Так, четыре угловые башни олицетворяют четыре сезона. 365 внешних окон – 365 дней в году. Из них 52, олицетворяющие недели в годы, находятся в 24 комнатах бельэтажа. На втором этаже 24 парадных комнаты в кольцеобразном расположении - часы в одних сутках. Бельэтаж украшен картинами со сценами из греко-римской мифологии, Ветхого Завета, западноевропейских легенд. Цикл картин в Зале планет, изображают четыре элемента, 12 знаков Зодиака, семь классических планет, известных в средневековое время.
На территории замкового комплекса находится популярный охотничий музей и сады, в которых обитают олени и павлины. В течение летнего сезона в замке проводятся концерты классической музыки.