Бесспорно, чаще всего Гранада навевает воспоминания о сказочной Альгамбре, заснеженной Сьерра-Невада, страстном фламенко и это справедливо. Но это далеко не всё, чем удивляет испанский город с богатой и интересной историей.
Каждый год миллионы путешественников приезжают в Гранаду, чтобы прикоснуться к её монументальному культурному наследию. Кроме самой посещаемой достопримечательности, ярчайшего символа Гранады – дворца-крепости 13 века Альгамбры, вдохновлявшей путешественников и поэтов в течение многих столетий, большое внимание старому кварталу мавров Альбайсин с его лабиринтом извилистых улочек. Цыганскими «куэвас» в районе Сакромонте, садами калифов Хенералифе и другими яркими памятниками маврской эпохи, готики и ренессанса.
Символ современной Гранады – уникальный Парк Наук Андалусии-Гранада, интерактивный музей науки, занимающий пространство 70.000 квадратных метров, особенно увлекательный для молодого поколения.
Наряду с Альгамброй Альбайсин является объектом Всемирного культурного наследия Юнеско. Пригород расположен к северу от реки Дарро на одном из двух главных холмов Гранады напротив Альгамбры.
Альбайсин расположен на холме, обращенным к Альгамбре, откуда со знаменитых розариев дворца открывается очень живописные виды на область. Крутые узкие извилистые улочки с остатками средневековых домов, мечетей и хаммамов – особое очарование Альбайсина.
Поселения в Альбайсине существовали в иберийские и римские времена. Правители берберской династии Зириды основали здесь свою резиденцию в 11 веке, хотя мало сохранилось с той эпохи, кроме некоторых разрушающихся остатков стены, окружавшей Альбайсин и ворота - Арко де лас Песас, Пуэрта Нуэва. Некоторые лингвисты предполагают, что название Альбайсин означает «квартал сокольничих», но большинство предпочитают называть его «кварталом народа Баэса». Когда мавры были изгнаны христианами из города Баэса (в провинции Хаэн) в тринадцатом веке, они бежали в Гранаду и поселились в северной части холма, за пределами городских стен, создав пригород и назвав его, как родные места. Есть и другие версии о происхождения названия, но дело в том, что в Андалусии много районов с такими названиями. Вернее то, что Альбайсин всегда указывает на окрестности, расположенные на высоте со свойственным «побламьенто» (можно обозначить как география сельских поселений), разъединенное с остальной частью города.
Большая часть, входящая в Альбайсин, на самом деле Алькасаба Кадима, мавританские крепостные укрепления, ядро мусульманской Гранады, простирающейся в верхней части Альбайсина - улицы Альхибе де ла Хитана, Куэста Мария де ла Миэль, Кальехон-де-Сан Сесилио, расширяясь к церкви святого Николая. Только части северной стены мавританской крепости сохранились до наших дней. В нем два квартала «Харат Алькасаба» (к северу) и «Рабат Альмуфадар» (на юге). Имелось, по меньшей мере, четыре дворца, среди них Биб Сьеда, дошедший до наших дней как Арко де лас Песас.
После падения Кордовы в 1236 году, мавританская знать наводнила Гранаду, тратя большие деньги на новое строительство – тогда появился замок на холме вокруг долины реки - сказочная Альгамбра - Каталь-аль-Хама или Красный Замок, названный из-за красноватого камня.
В Альбайсине много памятников различных эпох, однако, почти ничего не сохранилось нетронутым с мавританского времени.
От времени господства династии Насридов – ворота Фахалауса, башни Альхакаба, ворота Монайта, Эльвира. Дар аль-Хорра, мавританский дворец, построенный в пятнадцатом веке, на фундаменте дворца Зиридов одиннадцатого века.
Хотя большинство церквей Альбайсина строились на основаниях мавританских мечетей, во многих сохранились внешние бассейны для ритуального омовения верующих. Много интересных минаретов превращенных в колокольни, самым достопримечательным представляется Альминар-де-Сан-Хосе. Церковь Эль Сальвадор (соборная мечеть Альбайсина) своей историей многое рассказывает о сложном переходе Андалусии из ислама в христианство. Мечеть была основана как образовательный центр для мавританского населения и находилась в самом центре их Медины. Перестройка мечети в церковь не раз наталкивалась на народные сопротивления, и священники неоднократно покидали её. Внутренний дворик, Эль Патио-де-лос-Наранхос, один из лучших образцов ранней мавританской архитектуры (десятый век).