С приземистыми белыми зданиями с красными крышами вокруг широкого залива главный город Мадейры, являющийся основным местом назначением большинства туристов, сравнительно недавно не имел светофоров и счетчиков времени стоянки транспорта.
С 18 века до недавнего времени туристы имели возможность совершить поездку по набережной Фуншала, скользким мощеным улицам из центра города в уютных ярко разрисованных деревянных телегах с занавесками в цветочек, установленных на большие полозья, которые тянули волы. Существовала идея о возвращении этого туристического аттракциона, но затем ей воспротивились из-за угрозы для транспортного потока.
Однако острые ощущения и огромное удовольствие предоставляется каждому посетителю Мадейры. Уникальная достопримечательность, привлекающая тысячи туристов каждый год, катание на «кару ди сестус» или как их называют горные тобоганны. Плетеные из ивы кресла на полозьях (известный кустарный промысел на Мадейре) управляются «карейрус», двумя мускулистыми мужчинами в униформах белого цвета и соломенных шляпах. Они бегут рядом, регулируя движение с помощью веревок на «кару ди сестус» и, кажется, что искры летят от их ботинок на каучуковой подошве, которые они используют для торможения. Соскальзывание называется «Каминью ду Кумбойо» (путь поезда). Кару ди сестус употреблялись на Мадейре, начиная с 1850 года, в качестве средства быстрого передвижения между Монти и Фуншалом.
Монти, возвышающийся на холмах, в местном масштабе известный как Носа Сеньора ду Монти (Богоматерь на горе) район (фрегезия) Фуншала, на расстоянии шести километров от центра столицы, в прежние времена курорт для представителей европейского высшего общества. Возле знаменитой церкви Носа Сеньора Лу Монти - отправная точка кару ди сестус. До Монти можно добраться на гондольном подъемнике. Станция отправления находится в центре Фуншала в Парке Алмиранте Рейс.
Среди достопримечательностей Фуншала, которую одну из первых посещают гости города, Фуншальский собор, освященный в честь Успения Богородицы. Одно из немногих зданий, сохранившееся практически нетронутым с колониальных времен и первый португальский собор, построенный за пределами Португалии.
Храм был построен по желанию короля Португалии Мануэля I Счастливого. В 1490-х годах он послал архитектора Жила Эанеша для работы над проектом собора, строительство которого было завершено в 1514 году. Но до полного завершения строительства в 1508 году, когда Фуншал получил статус города, в соборе прошла праздничная месса. Шпиль на колокольне и ещё некоторые архитектурные детали добавили в 1517-1518 годах. Трехнефный собор в португальском готическом стиле (Мануэлино) с крышей из древесины кедра, вдохновленная стилем Мудехар, внешними стенами из вулканического камня с мыса Жиран.
Основной момент интерьера - декоративные детали на сидениях и подлокотниках сидений, отображающие святых, пророков, апостолов, одетых в костюмы 16 века. Можно видеть разные аспекты жизнедеятельности на Мадейре, один херувим несет связку бананов, другой - бутылку с вином.
В церкви находится исключительное сокровище – серебреный крест для процессий, пожертвованный королем Мануэлем, считающийся шедевром декоративного стиля Мануэлино.
Главную площадь, инкрустированную черно-белой галькой, Праса ду Мунисипью, окружают прекрасные здания, построенные в 18 столетии, среди них особо стоит отметить Здание местной администрации и Музей сакрального Искусства. Музей, занимающий старый дом епископа, имеет хорошие коллекции фламандского искусства 15- начала 16 столетия, португальского искусства 15-18 веков, собранные во времена успешной торговли сахаром острова с материком. Почти все живописные произведения написаны на дубовых досках. Кроме живописи, представленной в музее, - скульптура, золотая и серебреная посуда, позолоченные деревянные украшения, коллекция одежды семнадцатого и восемнадцатого веков, расшитая золотом, серебром и драгоценными камнями, ювелирные изделия.
Возможно, главная причина посещения женского Монастыря Санта-Клара, расположенного на расстоянии 15-минутной прогулки от Муниципальных садов, увидеть место погребения второго капитана Мадейры Жуана Гонсалвиша Зарку. Однако для людей интересующихся архитектурой экскурсия будет очень увлекательной. Все постройки монастыря интересны не только из-за того, что в них находится, но главным образом благодаря тому факту, что на протяжении пятисот лет они служат одним и тем же целям, женский монастырь францисканских монахинь. Монастырь был основан в конце 15 столетия сыном Жуана Гонсалвеша Зарку Жуаном Гонсалвеш да Камара. Строительство начиналось вокруг маленькой церкви Непорочного Зачатия Девы Марии.
В 16-17 столетиях женские монастыри играли в жизни общества важную социальную роль. Для дворян они являлись идеально безопасным местом, где они могли оставить своих незамужних дочерей на длительный период времени. С другой стороны, многие вдовы находили спасение там также, получая не только моральную и религиозную защиту, а также и экономическую.
Могилы Жуана Гонсалвеша Зарку, Жуана Гонсалвеша да Камара, Римана Гонсалвеша да Камара, первых трех губернаторов острова, супруги Зарку находятся под деревянным полом перед главным престолом церкви, фасад которой украшает прекрасная дверь в готическом стиле.
Опускная дверь легко открывается и поэтому, если вдруг гид случайно забудет об этом, то стоит его вежливо попросить показать могилу первооткрывателя Мадейры. С задней стороны церкви каменная могила, в которой покоятся бренные останки дочери Зарку и её супруга.
Из новых ориентиров Фуншала, казино, построенное в 1979 году по проекту выдающегося бразильского архитектора Оскара Нимейера. В Муниципальном Музее широко представлена флора архипелага, особенно впечатляет коллекция акул-убийц.
Музей фотографии Висенте, размещенный в бывшей студии известного фотографа Висенте Гомес да Силва (1827-1906), сохраняет богатейшую коллекцию старых фотографий, рассказывающую о жизни на Мадейре в 19-20 веках.
Кинта дас Крузес, основанный в 1952 году в красивом старинном особняке, принадлежащем богатому судовладельческому семейству, один из лучших музеев Мадейры. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, серебреная филигрань, фарфор, мебель, домашние декорации, уникальные реликвии, характерные только для Мадейры рассказывают традициях, жизненном укладе, этикете дворян в 16-19 веках на Мадейре. Основу музейных экспозиций составляет наследство коллекционера Сезара Гомеса за годы дополненное прекрасными декоративными предметами, подаренными музею Джоном Ветцлером, чешским гражданином, проживавшим на Мадейре, и другим филантропов.
Меркаду дуз Лаврадорис – фантастический рынок, выставка экзотических цветов, местных овощей, изумительных фруктов, свежайшей рыбы.