Столица исторической провинции Алту-Алентежу город Эвора, исторический центр которого определен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, являет собой волшебный сувенир, архитектурное чудо. Создатели города чудесным образом соединили все возможные стили, которые им, вероятно, нравились, от Мудехар к Мануэлино, от римских напоминаний к рококо. Эвора, выросшая за средневековыми стенами, напоминает музей под открытым под открытым небом. Здания шестнадцатого и семнадцатого веков с чудесными двориками, выложенными плиткой находятся почти на каждой вымощенной булыжником улице-лабиринте. Площади с булькающими фонтанами, побеленные дома, мавританские арки всюду в городе.
Эвора и окружающие окрестности имеют богатеющую историю, насчитывающую более двух тысячелетий, что воплощено в мегалитических памятниках. Ближайшее доисторическое поселение, соответствующее переходному периоду мезолита-неолита, находится недалеко от города, Алто-ди-Сан-Бенто.Другое место, свидетельствующее о том, что Эвора была заселена непрерывно с 3 тысячелетия до 1 тысячелетия до нашей эры, так называемый Замок Жиралду (Кастело ди Жиралду), расположенный в фрегезии Носса-Сеньора-де-Гуадалупе. Крепость прото-историчесого происхождения, эпохи бронзы, а, возможно, даже энеолита, правда, со следами поздней оккупации, сохранившаяся стена относится к средневековому периоду. Источники пятнадцатого века указывают на легендарную фигуру в истории Португалии Геральда Бесстрашного (Жиралду Сим Павор - «без страха») в ходе Реконкисты. Эвора дольше всех продержалась во время его завоеваний и никогда не переходила обратно к маврам. В иконографии города Бесстрашный Жиралду, на лошади и с мечом в руке, занимает центральное место.
Многих завоевателей привлекала Эвора, и почти каждый оставил архитектурное напоминание. Римлянам город был известен как Эбора, а во времена Юлия Цезаря он получил почетное имя Эбора Либералитас Юлия, благодаря тому, что граждане города во время гражданской войны остались верны Юлию Цезарю. Либералитас в римской мифологии персонификация (или богиня) великодушия.Предположительно, этимологическое происхождение названия Эбора от древнего кельтского слова «эбора/эбура» (родительный падеж множественного числа слова эбурос=тис). Город Йорк в северной Англии, находясь в Римской империи, назывался Эборакум/Эбуракум («Eborakon» - «место тисов»).
В Историческом центре Эворы, состоящем из узких улочек, таинственных переулков, красивых дворов, четко обозначенном средневековыми стенами протяженностью три километра, присутствуют следы разных цивилизаций и культур. Кельты, римляне, арабы, евреи, христиане. Своего расцвета город достиг в пятнадцатом веке, когда стал резиденций португальских королей.Архитектурное и декоративное качество побеленных домов, украшенных азулежу, коваными железными балконами, датируемых 16-17 веками, уникально. Следует заметить, что архитектура Эворы оказала большое влияние на архитектуру, созданную португальцами в Бразилии.
Самое важное свидетельство римского периода, важнейший ориентир, связанный с римской и лузитанской цивилизациями на территории Португалии - Храм Дианы. Легкая изящная структура с 14 коринфскими гранитными колоннами, увенчанная мраморными капителями. Хотя храм и называют храмом Дианы, известно, что связь с римской богиней охоты возникла из легенд семнадцатого века. На самом деле, скорее всего храм возвели в честь императора Августа, которого почитали как божество и во время его правления и после смерти. Построенный на главной площади (форум) в первом веке нашей эры, во втором и третьем столетиях храм подвергся некоторым изменениям, а в пятом веке, когда Эвора была захвачена германскими народами, был разрушен. Его руины - все, что сохранилось от римского форума, но они выстояли во время землетрясения 1755 года. Существуют доказательства, что его использовали в качестве скотобойни.Другие римские объекты в Эворе – остатки общественных бань, несколько секций стены, построенной для защиты города в период поздней античности, акведук.
Эворский собор, вдохновленный Лиссабонским собором, возведен в романско-готическом стиле между 1186 и 1204 годами. Это один из важнейших средневековых соборов Португалии. В четырнадцатом веке был построен прекрасный готический монастырь и созданы статуи апостолов главного портала – шедевр португальской средневековой скульптуры, напоминающий о подобных проектах Шартрского собора и Нотр-Дам де Пари во Франции.
Величественное здание восстанавливали и перепроектировали за столетия. Две башни, увенчанные куполами окаймленные спутниковыми шпилями, обрамляют каменный фасад. Интерьер состоит из нефа и двух проходов. В 18 столетии был создан роскошный главный алтарь из розового, черного и белого мрамора, прекраснейшее творение, которому сложно найти что-либо ещё по равноценности в городе. Согласно местной легенде, флаги кораблей Васко де Гама благословили в соборе в 1497 году.
Главный духовный центр интерьера – статуя (15 века) безмятежной беременной Девы Марии, известной как Царица Небесная Матерей.Странно видеть беременную Марию, но священники, очевидно, полагали, что таким образом завоют больший успех в преобразовании местных язычников, которые поклонялись Матери-Богини, если они акцентируют внимание именно на плодовитости. Молодые женщины в современные дни обращаются с молитвами к Богоматери о потомстве, помощи во время родов. Через проход – статуя Архангела Гавриила, приносящего благую весть.
В Музее Сакрального Искусства и Сокровищниц, открытого в 2009 году в честь празднования 800-летия собора, размещается много беспрецедентных реликвий. Среди них известный триптих 13 столетия из слоновой кости, Мадонна с младенцем, иллюстрирующий девять эпизодов из жизни Марии, крест-реликварий, содержащий кусочек дерева креста, на котором распяли Христа, инкрустированный сапфирами, рубинами, алмазами, изумрудами.
Церковь Сан-Франсиску - большая структура в стиле готического Мануэлино, построенная между 1480 и 1510 годами по проекту Мартина Лоуренсу и Перу ди Трилью. Придворные художники, Франсиску Энрикес, Жорже Афонсу, Гарсия Фернандес, украшали церковь, тесно связанную с важными историческими событиями, ознаменовывая период морского владычества Португалии. Крест Ордена Христа, гербы королей Жуана II Совершенного и Мануэля I Счастливого.
Пожалуй, самый прославленный памятник в Эворе Часовня костей (Капела дуз Осуз) церкви Сан-Франсиску (святого Францика). Построенная по инициативе трех францисканских монахов в духе того времени, как метафора о быстротечности нашей жизни. «Мы, кости, которые находятся здесь, ждём вас», предупреждает надпись над входом.
Стены часовни и восемь колонн «украшены» человеческими костями и черепами. Число использованных скелетов оценивается в 5000. Согласно легенде, это останки солдат, погибших в сражениях или жертв чумы, но в действительности это кости и черепа людей из всех слоев общества, похороненных на средневековых кладбищах Эворы. Что интересно, кости монахов-инициаторов дизайна сохраняются в маленьком белом гробе в часовне. Дополнительно ко всем «декорациям» два «укомплектованных» скелета подвешенные на «черепо-костяной» стене. В популярной легенде рассказывается, что это человек, уличенный в супружеской измене и его маленький ребенок, проклятый ревнивой женой. Своды из белого кирпича расписаны аллегорическими мотивами смерти. Сводчатый потолок, расписанный небольшими сценами и сопровождаемый фразами «я ухожу, но не умираю», «я умираю на земле», «день смерти лучше, чем день рождения день» (из Экклезиаста) продолжает тему смерти.
Среди других достопримечательностей Исторического центра Эворы дворец короля Мануэля, монастырь святого Иоанна Богослова.