У подножия западного откоса Восточно-Африканского Рифта, смежной с восточным краем кратера Нгоронгоро, расположены руины большой области замысловатой системы культивирования и сложной ирригационной организации. Также остатки приблизительно семи деревень.
Это один из важнейших археологических памятников в Танзании, относящийся к Железному веку в Восточной Африке, – Энгарука. Много определений приходит на ум, находясь в этом месте. Пустынно. Пыльно. Сухо. Знойно. Ветрено. Прекрасно. Удивительно. Поразительно. Неповторимо.
Невообразимо представить, каким образом люди могли развивать сельское хозяйство в такой каменистой и сухой окружающей среде. Но большая тайна заключается в том, почему, создав огромный орошаемый пейзаж, они покинули места.
Территория Энгарука населялась между 14 и 18 веками. Область занимает площадь примерно 20 квадратных километров каменных отграниченных полей и террас, расположенных на пологой равнине. Сельскохозяйственные территории обозревает ряд возвышающихся террасированных остатков поселений, расположенных рядом с соседним предгорьем. Объёмы, характеристики руин свидетельствуют об узкоспециализированной сельскохозяйственной экономике.
Руины Энгарука находятся на расстоянии 63 километра к югу от небольшого города Мто ва Мбу на границе Национального парка Лейк-Маньяра, по пути к пещере Олдувай и озеру Натрон.
Археологические раскопки показали, что небольшие платформы террас на склонах и многочисленные массивные каменные круги на более плоской земле возможно в разные периоды занимались и различными народами. Цель многочисленных больших и прекрасно сложенных пирамид из камней не известна, может быть, они являлись похоронными памятниками. Нет никаких доказательств того, что любая из каменных структур была построена людьми, пришедшими не из Африки. Остатки глиняной посуды, найденной при раскопках, только предположительно принадлежали народу сонджо (языковая группа банту), проживающему на севере Танзании, который также известен использованием ирригационных систем в сельском хозяйстве и организацией подобных террасных деревень. Но, тем не менее, нет никакой надежной теории о людях, которые проживали здесь и почему уехали.
Высказаны предположения и о народе Ираку, который проживает недалеко, в юго-западной части области Аруша, между озерами Маньяра и Эяси. Уникальная этническая группа для этой области Африки, на суахили Мбулу, принадлежащая к южной ветви кушитской семьи афро-азиатской языковой макросемьи. Разговаривающие на сложном языке, они скорее всего мигрировали с северной Эфиопии, где разговаривают на подобных языках. Издавна в местном масштабе Ираку занимались интенсивным культивированием и известны организацией земледельческих «островов» в пределах среды менее интенсивного аграрного возделывания.
Высказано предположение, что якобы они проиграли войну с масаи или другой этнической группой и вынуждены были покинуть бежать из области. Масаи в сегодняшние дни, населяющие область вокруг руин, как известно, не интересуются сельским хозяйством и не имеют никакой истории, связанной с ним.
В любом случае, Энгарука хранит ещё много тайн, тем более что недавние исследования показали уровень неизвестных перспектив отдаленного прошлого Энгарука, среднего каменного века и периода неолита.
При посещении археологической Энгарука можно будет увидеть остатки сложной ирригационной системы, сопровождающий гид поможет идентифицировать старые могилы, стены домов, оросительные каналы, террасы. Кроме того, в области обитает много красочных птиц и ярких бабочек.
Энгарука называется также современная деревня недалеко от археологической зоны, разделенная на две части - Верхняя Энгарука (Энгарука Чини) и Нижняя Энгарука (Энгарука Джуу). Рогатый скот масаи можно видеть всюду в области рифта, пасущимся бок о бок со стадами зебр.
Воду мелководной реки масаи используют для орошения своих маленьких наделов, но они придают деревне приятный зеленый вид, в отличие от окружающих равнин, где пыль лежит глубоким «снежным» покровом и горячая как песок на самом знойном пляже. Пыльные циклоны часто появляются на горизонте, их боятся, называя «пальцами дьявола», они приносят много бед очень бедному местному сообществу.
Река Энгарука – это вода и ЖИЗНЬ. Без неё не будет ни коров, ни зерновых культур, ни еды, ни жизни. Энгарука, начинающая свой путь в горной местности Нгоронгоро и стекающая с откоса чуть выше Нижней Энгарука, протекает через деревню, но на дне долины исчезает бесследно в пыли.
Река имеет два потока. Один протекает чуть выше Лютеранской церкви, доставляя воду под гору, на север к водонапорной трубе и большой поилке из бетона, куда пастухи приводят коров и коз на водопой. Другой поток протекает через Верхнюю Энгарука. Здесь могут быть открыты водные ворота, чтобы направить поток воды для орошения
Люди, несмотря на ужасную бедность, даже по танзанийским стандартам, сильные духом. Они упорно трудятся на своих крошечных полях, выращивают животных, чтобы как-то прокормить свои семьи. Другой работы здесь нет. Однако преступления, такие как воровство или ещё страшнее убийства, являются неслыханным делом. Общее количество населения около 7 000 человек. Главным образом масаи, есть представители и других этнических групп. Большинство по вероисповеданию христиане или исповедуют местную языческую религию. Есть и мечеть, которую посещают примерно 70 человек.
Откос и окружающие долину горы прекрасны. А ночью на небе светят невероятно яркие звезды.
У выносливых туристов, всё же забредающих в эти края, кому интересна повседневная жизнь масаи, есть возможность увидеть Ол-пул, место, где масаи убивают скотину, жарят мясо и едят его вместе. Отец выбирает быка, и сыновья вместе с ним отправляются в лес. Ил-пули, места, в которые могут прийти только мужчины. Они могут оставаться там, в течение нескольких недель, пока не съедят мясо вместе. Так сказать огромный церемониальный банкет вне дома.
В Энгарука есть два места для разбивки лагеря. Одно место принадлежит Лютеранской церкви и находится почти рядом с археологической областью. Другое – находится в частной собственности масаи и располагается вдоль главной дороги от Мто ва Мбу к озеру Натрон. Для питания можно купить свежие овощи и фрукты в деревне, а женщины масаи приготовят еду.