В тихой долине среди холмов Галаада, на расстоянии примерно 48 километров от Аммана, лежат руины древнего города Джераш, часто именуемого «Помпеями Востока».
В течение третьего тысячелетия до нашей эры Джераш являлся членом федерации греческих городов, известных как Декаполис («десять городов»). Крупные города, входившие в десятиградье, как Филадельфия, на месте которой выросла современная столица Иордании Амман, почти исчезли навсегда. Камни зданий древних городов использовались в качестве строительного материала для соседних городов и деревень, а Джераш спасли его относительные изолированность и отдаленность.
Название «Помпеи» обращается, прежде всего, к внушительным размерам и степени сохранности руин. И это один из самых полноценных образцов города римской провинции.
Место очаровательно и тем, что руины города расположены в долине, с пробегающим по центру ручьем, берега которого обрамляют деревья грецкого ореха и тополя, создающие приятную прохладу в знойное летнее время, когда окружающие холмы покрываются тёмно-коричневой «коркой» от нещадно палящих солнечных лучей. Благодаря нему город называли ещё Антиох на Золотой Реке, хотя, конечно слишком помпезное название для небольшой речки, отделяющую западную и восточную зоны. Сохранившиеся надписи, однако, свидетельствуют о том, что в то время когда был основан город, в долине протекало несколько потоков.
А вместе с тем, имя «Антиох» предполагает, что один из царей Сирии из династии Селевкидов имел отношение к тому, что небольшая деревня превратилась в крупный город, вероятнее всего это был Антиох IV Епифан во втором столетии до нашей эры.Традиция приписывают основание города или Александру Македонскому или диадоху Пердикке, в четвертом столетии до нашей эры. Но, скорее всего, случилось это при Птолемее II Филадельфе, греческом правители Египта, переименовавшего город Раббат-Аммон (современный Амман) в Филадельфию.
История Джераша восходит к доисторическим временам. На склонах к востоку от Арки Адриана, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены кремневые орудия, доказывающие, что здесь находилось неолитическое поселение. За стенами на севере располагалось небольшое поселение бронзового века раннего периода около 2500 года до нашей эры, а на холмах можно видеть остатки дольменов. Примет поселений железного века немало и в окрестностях.
На протяжении первого тысячелетия до нашей эры город процветал благодаря своему удобному географическому маршруту на торговом маршруте специй и ладана от Аравийского полуострова до Сирии и Средиземноморскому региону. Гераса (так он тогда назывался) и другие города Декаполиса были завоеваны в 63 году до нашей эры Помпеем. В римский период город, сохранив полуавтономный статус, имел значительное положение в римской провинции Сирия. Так продолжалось до прихода к власти императора Траяна, когда он потерял свою самостоятельность, однако аннексия им Петры в 106 году до нашей эры сильно обогатила Джераш.
Римский император Адриан очень любил город и при нем в 130-х годах Джераш достиг зенита своего расцвета в экономическом и социальном отношении. Адриан провел в городе зиму 129-130.
В 150 году был построен храм Артемиды, в 162 году храм Зевса. Постепенный закат город начался в 3 столетии. Сначала он принадлежал Византийской империи и стал христианским городом, но вновь достиг былого величия при императоре Юстиниане. В этот период в городе построили не менее семи храмов. Последнюю церковь отстроили в 611 году, но в 614 в город вторглись персы, а в 635 году он перешел в руки мусульман.
В 720 году омейядский халиф Язид II установил декретом, что все изображения на подчиненных ему территориях в бронзе, дереве, камне, красках должны быть уничтожены. К моменту катастрофы, ужасному землетрясению 749 года, Джераш уже в немалой степени представлял руины. Окончательный удар Джераш испытал от Болдуина II короля Иерусалимского в 1112 году, в эпоху Крестовых походов.Раскопки на территории Джераша начались в 1925 году и продолжаются в сегодняшние дни.
Современный Джераш протягивается на запад от городских стен древнего Джераша. Руины имеют огромную важность для развития туристической индустрии. В наши дни это вторая по популярности достопримечательность Иордании после Петры.
Джераш – огромная и впечатляющая археологическая область. Экскурсия начинается на юге через Арку Адриана. Недалеко ипподром, немного дальше Южные Ворота, часть городской стены четвертого столетия. Ипподром, частично восстановленный, был 245 м. длиной и 52 м. шириной, являясь самым маленьким ипподромом в Римской империи.
Храм Зевса выходит на просторную Овальную Площадь (90 м на 80 м), необычной ассиметричной формы, окруженную прекрасной колоннадой из 160 ионических колонн первого столетия. На ней находились два алтаря, которые заменили фонтаном в седьмом веке. Относительно недавно на его месте установили колонну, на которой помещают Фестивальное пламя. Лестница от Овальной Площади приводит к священной зоне Храма Зевса, а другая лестница – непосредственно в храм, который окружали коринфские колонны каждая 15 метров высотой.
К северу от Овальной Площади (Форума) проходит 600-метровая Кардо Максимус, главная улица, ориентированная с севера на юг. В Римской империи улица являлась центром экономической жизни города. Широкий тротуар, вымощенный камнем, на котором ещё возможно видеть следы колесниц, был выровнен магазинами и жилыми домами. Сложная канализационная система находилась под мощеной дорогой. Только в 170 году ионические колонны поменяли на более декоративную коринфскую колоннаду. Недалеко от Форума находится Археологический Музей, в котором экспонируется потрясающая коллекция артефактов, обнаруженных в области. Среди них золотые украшения, монеты, изделия из стекла, даже глиняные билеты для посещения театра.
Колоннада Кардо Максимус возвышается при входе в (разрушенный) Мацеллум. Мацеллум в Римской империи представлял крытый рынок, в котором продавали разные продукты, но главным образом местные, хотя для портовых городов, например, Помпей не редкостью были и привозные продукты. На месте Мацеллум в Джераше сохранился фонтан в форме львиной головы, датируемый 211 годом. Следующая структура после рынка недавно раскопанная мечеть Омейядов.
От Южного Тетрапилона, отмечающего пересечение Кардо с Южным Декуманус (улица с востока на запад), остались только нижние части колонн. К северу по Кардо Храм Диониса, роскошные резные ворота римского Храма Диониса второго столетия, перестроенные в четвертом веке в Византийскую церковь, известную как Собор. Напротив восточной стены наверху лестницы святыня Девы Марии. Позади Собора большая церковь святого Федора, построенная в 496 году. Между двумя церквями небольшая площадь с фонтаном в центре, изначально атриум Собора.
Среди других церквей – руины византийских церквей, сгруппированных вокруг общего атриума (на западе). На северной стороне церковь святых Космы и Дамиана, в которой лучше всех сохранились (в Джешаре) прекрасные мозаичные полы (согласно надписи 533 года),
В церкви Иоанна Крестителя (531 г) мозаичный пол сильно поврежден, но можно разобрать изображения растений и животных, четырех сезонов, Александрии и Мемфиса.Мозаики церкви святого Георгия, построенной в 530 году, были полностью разрушены во время мусульманского владычества.
К северу от Собора находится Нимфеум, большой фонтан-святилище, посвященный нимфам, возведенный в 191 году из мрамора. Пропилеи (или парадные ворота) приводили в священную зону Храма Артемиды (150 г), занимающего большое пространство налево от Кардо.
Монументальная лестница, приложенная когда-то к высоким стенам, приводит к террасе в форме подковы, на которой находятся основания открытого алтаря. Вторая лестница ведет через колоннаду из 22 коринфских колонн в Теменос, священный участок, посвященный божеству. Артемида являлась покровительницей города. Считалось, что, находясь в Теменос, человек мог почувствовать присутствие божества. Размерами 162 на 121 м. он имел коринфские колонны по всем сторонам.В шестом столетии напротив Пропилей построили византийскую церковь на месте внутреннего двора, включенного в путь для процессий к Храму Артемиды, включив колонны двора в структуру.
Мимо Храма Артемиды, налево от Кардо находится Одеон, отстроенный в 165 году и увеличенный вдвое в 235 году. На запад от Одеона церковь епископа Исайи, построенная в 559 году и функционировавшая до землетрясения 749 года. В этой области Кардо пересекается с Северным Декаманус, что отмечает Северный Тетрапилон, во втором столетии по всей вероятности имевший куполообразную крышу и тщательно продуманное резное оформление.
Большинство христианских памятников строилось на пожертвование богатых граждан города. С 350 года в Джераше проживало многочисленное христианское сообщество, и между 400-600 годами было возведено более тринадцати церквей, большинство из них имели прекрасные мозаичные полы. Ниже Собора была обнаружена древняя синагога с мозаикой, подробно иллюстрирующей историю Ноя.
В Джераше два театра. Северный театр (Одеон) способный разместить 1600 человек, главным образом использовался как место для совета консулов. Большой Южный Театр, отстроенный в 90-92 годах, состоит из 33 рядов, рассчитанных на 3 000 человек. В сегодняшние дни в нем проводятся концерты, фестивальные мероприятия. Очень яркие особенности – волынщики в традиционном иорданском военном платье, их можно видеть в театре каждый день. Два ежедневных шоу, которые проводятся только в Джераше, колесницы, мчащиеся по ипподрому, бои гладиаторов, римские легионеры, демонстрирующие свои тактики, - потрясающие действа и незабываемые впечатления. После представления существует возможность прокатиться на колеснице.