Княжеский дворец в Дубровнике построили как резиденцию правительства и для князя, представлявшего самый высокий пост в Дубровницкой Республике.
Князь (ректора), стоявшего во главе исполнительской власти, избирали сроком на один месяц, и за это время дворец являлся для него и местом работы и местом проживания. Пока действовали полномочия, князь оказывался разлученным со своей семьей, ему не разрешалось покидать дворец, только в крайних случаях, например, по болезни и в связи с предписанными обязанностями. Ночью он сохранял ключи от города, которыми утром церемониально открывал ворота. И так продолжалось на протяжении веков, вплоть до падения Республики.
Во дворце размещались правительственные учреждения, суд, тюрьма, арсенал, пороховой погреб. На первом этаже Большая совет (высший законодательный орган; Сенат) и Малый совет (высший исполнительный орган; коллегия консулов, представленная знатью), где в дни Республики собирались для совещаний и решения государственных вопросов.
Над входом надпись на латыни: «Забудь о личном, беспокойся о государстве».
Наверху находились помещения ректора, в сегодняшние дни, принимающие экспозиции Городского Музея, экспозиции которого подробно иллюстрируют жизнь Дубровника с первых годов основания и до упадка Дубровницкой Республики, когда указом Наполеона она была упразднена.
Коллекция старинных монет 14-19 веков, оригинальные ключи от городских ворот, печать Дубровницкой республики и другие интересные экспонаты. Антикварная мебель девятнадцатого века в коллекции музея собрана из старинных дворцов и особняков Дубровника. Среди картин – портреты знатных людей Дубровника, полотна мастеров 15-второй половины 19 веков, Аннибале Карраччи, Тинторетто, Джорджоне, Париса Бордоне…
Дворец построили в середине 15 века, после того как старый дворец сильно пострадал из-за взрыва пороха в 1435 году. Первый дворец представлял каменную крепость, построенную в соответствии с римской традицией императорского дворца и венецианской крепости. Он значительно отличался от изящного особняка в смешанном готическо-ренессансном стиле, созданного по проекту неаполитанского инженера и архитектора Онофрио делла Кава, ответственного и за два фонтана (водозаборные скважины на улице Страдун). Хотя, возможно, простые, гармоничные формы дворца, без излишней роскоши, казались несколько скромными для некогда богатой Республики. В декорировании дворца принимали участие многие художники, скульпторы, каменщики. Из скульптуры конечно особое внимание работе Петра Мартинова (рельеф капители, изображающий Асклепия).
Но и второй дворец через 28 лет сильно пострадал опять от порохового взрыва. Однако флорентийский зодчий Микелоццо Микелоцци не внес в него никаких своих идей, только восстановил всю работу делла Кава. Во время катастрофического землетрясения 1667 года сильно была повреждена внутренняя часть дворца (колонны, арки, галереи, дворы). В 17 веке его перестроили в готическом стиле с некоторыми элементами барокко.
Таким образом, в результате неотвратимых событий дворец фактически представляет симбиоз всех трех стилей – основной готический, с последующей реконструкцией в эпоху Возрождения и барокко. Но в целом это удивительный памятник. Находясь перед красивым фасадом, очаровываясь гармонией окружающей среды, ясно проникаешься духом прошлого. Историческая атмосфера настолько сильная, кажется, вот сейчас встретишь ректора вместе с членами палаты.
Фасад дворца с портиком и арками, прекрасными рельефами и другими интересными деталями кажется богатым. Атриум – согласованное пространство с рядами колонн, украшенных коринфскими капителями, галереями, изогнутыми лестницами в барочном стиле. На территории атриума во время ежегодного Дубровницкого летнего фестиваля проводятся концерты классической музыки - акустика потрясающая. Атриум украшает небольшой фонтан пятнадцатого века и скромный памятник - бюст одного из достойных граждан Дубровника моряка, банкира и филантропа Михо Працата, работа итальянского скульптора Пьетро Паоло Джакометти. Это единственный случай такого рода в Республике, когда рядовой гражданин был удостоен такой чести.
Михо Працат, став богатым человеком, отдавал крупные суммы денег на благотворительность, построил церкви, две из них на острове Лопуд, где он родился, оказал большую помощь францисканскому монастырю в Дубровнике, добился освобождения христиан, взятых в плен турками.