Дар-эс-Салам, шумный, суетливый портовый город, который путешественники в большей степени не рассматривают как основное место назначения, а только как удобную остановку на пути к экзотическим островам, Занзибару, Пемба, Мафия, к национальным паркам.
Однако Дар, так любовно называют его почитатели города, очень часто удивляет проезжающих сценами чарующей красоты. Есть нечто неотразимое в том, когда сидя на краю воды, наблюдаешь как доу изящно скользят под носом огромных круизных лайнеров и грузовых судов.
Дар-эс-Салам (с арабского языка «Дом Мира») в прежние времена известный под названием Мзизима (Здоровый Город), крупнейший город страны. В 1974 году он потерял официальный статус столицы Танзании, уступив его Додоме, но продолжает оставаться коммерческой столицей, наделенной большой политической и экономической властью.
Синтез европейской, азиатской, арабской и, безусловно, африканской, культур, отражающие исторические влияния, формируют очень приятную городскую атмосферу. Её дополняют живописная гавань, причудливые пляжи, красивые здания и главное - гостеприимство и радушие жителей города! Дар-эс-Салам также известен активной ночной жизнью.
В Дар-эс-Салам хорошо знакомиться с культурой Танзании. В городе несколько интересных музеев, включая Национальный музей, Деревенский музей, Ботанический сад, расположенные недалеко друг от друга.
В Национальном музее, главным образом сосредоточенном на развитии эволюционирования человека, показаны очень важные археологические находки, включая окаменелости зинджантропа - окаменелости парантропа, обнаруженные в ущелье Олдувай супругами Лики - Мэри Лики и Луисом Лики. Экспозиции посвящены истории Танзании начиная с периода рабовладельческой торговли, исследований европейцев, немецкой оккупации и британской колонизации к борьбе за независимость и раннему пост-колониальному периоду. Много исторического материала по средневековому государству Килва-Кисивани. Представлены некоторые традиционные художественные ремесла, характерные для танзанийских племен, также древние монеты из Килва, китайская керамика.
Музей был основан в 1934 году и открылся для посетителей в 1940 году. Изначально он являлся мемориальным музеем, посвященным королю Георгу V. Один из автомобилей короля демонстрируется возле нового крыла музея. В музее можно видеть также автомобили первого президента независимой и объединенной Танзании Джулиуса Ньерере.
В Деревенском музее (Киджиджи ча Макумбушо), этнографическом музее под открытым небом, основанном в 1994 году, в окрестностях Дар-эс-Салам, показаны традиционные хижины шестнадцати этнические групп, проживающие на территории Танзании. В определенные дни проводится танцевальное шоу Нгома (нгома на суахили барабаны). Местные художники, ремесленники демонстрируют здесь свои произведения. В музее Макумбушо можно отведать национальной еды, например ньямо чома (жареное на углях мясо).
Очарователен Ботанический сад, знакомящий со многими удивительными растениями и цветами одно из немногих мест в мире, где растет Сейшельская пальма.
Замечательное место города – колоритный и шумный рынок Кариаку, который считается самым большим в Восточной Африке.
Рынок, построенный в 1923 году немцами и в 1970 году существенно реконструированный, расположен в центре делового и жилого района Кариаку и открыт с самого рассвета до позднего вечера все семь дней в неделю. Конечно, на нём можно купить свежие фрукты и овощи, то, что в других местах может оказаться дефицитом, другие местные продукты. Также одежду, изделия кустарных промыслов. Узкие улочки, фактически объединенные с рынком, во всяком случае, энергосистемой, выравнивают магазины, продающие всё – от текстиля и бумаги до запасных автомобильных деталей и домашней мебели.
Особенно интересен рынок в субботу утром. Следует отметить, что Кариаку самый дешевый рынок в Танзании. Если есть необходимость покупки многих танзанийских подарков, то здесь их можно купить по очень недорогой цене. Конечно, если покупатель «музунгу», так называют белых людей, то продавцы чаще всего завышают реальную стоимость товара, часто в три раза, но в любом случае это намного дешевле, чем где-либо в Танзании. Не стоит ожидать, что заплатишь за тот или иной товар ту же цену, что и местные жители. Любой турист имеет в кармане денег больше, чем многие танзанийцы, торговцы не исключение, видят в своих карманах в год. Но в любом случае, несколько советов: африканское ожерелье не стоит больше 1000 танзанийских шиллингов, маленькие барабаны – примерно 4-5 тысяч танзанийских шиллингов. Изделия из мягкого камня – сердечки, тарелки, статуэтки животных, шкатулки для драгоценностей и тому подобной – в среднем 10 000 танзанийских шиллингов. Любопытны керосиновые лампы, традиционная посуда, корзины, табуреточки.
Рынок очень переполнен людьми, шумы и разные запахи могут подавлять. К тому же ни в коем случае не следует надевать ценности и носить с собой большие суммы денег, только необходимое, что планируешь потратить, поскольку местные воришки чрезвычайно ловкие и изобретательные, даже искушенные покупатели, привыкшие к нравам рынка иногда становятся жертвой «профессиональной» команды воров.
На западной стороне района Кариаку находится очень приятный парк Мнази Мноджа с начальной школой, небольшой больницей и стелой факела уруху («свобода» на суахили, факел уруху - символ света, надежды, один из национальных символов Танзании), построенной в честь обретения независимости Танзании от Великобритании в 1961 году.
Ещё один знаменитый памятник - Памятник аскари (солдату), установленный в 1927 году, бронзовая скульптура. Солдат в униформе Первой мировой войны с винтовкой в руках, штыком указывающий на расположенную по соседству гавань, олицетворяет африканских солдат, которые боролись и погибли в этом грандиозном военном конфликте. Автором надписи, сделанной на английском и суахили, является Редьяр Киплинг.
В городе немало исторических зданий, датируемых в среднем серединой девятнадцатого века. Большинство построено немецкими колонистами. Среди некоторых – госпитальный комплекс Оушен-Роуд (Ocean Road Hospital 1897), Государственная резиденция и лютеранская церковь, собор святого Иосифа (1897- 1903), Здание железнодорожного вокзала (1906). Несколько зданий расположено возле Отеля Килиманджаро вдоль Кивукони-Роуд, они используются государственными структурами, выстроенные в 1880-х годах.
Олд Бома, находящееся на пересечении Морогоро-Роуд и Сокоин-Роуд, перед зданием администрации города, было построено в 1867 году по заказу султана Занзибара Маджид ибн Саида, также как и другое здание Атиман Хаус или Дом Белых Отцов (к северу от церкви святого Иосифа, на Сокоин-Стрит). Атиман Хаус являлось штаб-квартирой Миссионеров Африки, которых называли Белые Отцы. Немцы восстановили и расширили Олд Бома, отличительными особенностями которого являются резная деревянная дверь в занзибарском стиле и стены из кораллового камня.
Как и некоторые другие крупные африканские города, Дар-эс-Салам развивается с беспрецедентной скоростью, конечно в этом своя доля негативных факторов, что характерно для Африки. Ужасные пробки, незаконное строительство, широкомасштабные неофициальные поселения - всё это приводит к огромному напряжению в разных коммунальных системах и неспособностью справляться с их ростом – электроэнергия, канализации, источники питьевой воды.
То тут то там вырастают как грибы несимпатичные высотные здания, многоквартирные дома, сооруженные наспех, стеклянные башни с кондиционированным воздухом, но не кажущиеся устойчивыми, несмотря на правительственные соглашения, поскольку зачастую сделки заключаются в том, что случайным образом разбогатевшие индивидуумы «дают на лапу». Печально, тем более учитывая, что Танзания, находившаяся в период независимости под лидерством Джулиуса Ньерере, представляла одно из немногих африканских государств, где существовала надежда на сильные здоровые социалистические начала и возможности избежать глобальных внутренних конфликтов. В современные дни Национальная жилищно-строительная компания, хотя и является все же крупнейшим землевладельцем города, больше не работает для национальных интересов. Послушать местных политических лидеров, так как везде, - претенциозная риторика, бесконечно повторяемые шаблонные лозунги на грани бессмысленности, которые давно утомительно слушать.
Из этой сложной коррупционной матрицы всё же явился сильный и чистый голос в лице группы студентов архитектуры из технического университета, основанного в 2007 году - Университет Ардхи. Они почувствовали, что существует реальная потребность критических размышлений о сложившейся ситуации. В 2011 году в сотрудничестве со швейцарским журналом по архитектуре «Каменцинд», был издан первый восточноафриканский архитекторский журнал.