Самый отдаленный из городов на Великом шелковом пути, расположенный поблизости с рекой Охус, в окружении пустынь Кызылкум, на востоке, и Каракум, на западе, Хива считается самым сохраненным из трех городов Узбекистана, имеющих однородную исламскую архитектуру – Бухара, Самарканд, Хива. Вероятнее всего, что именно отдаленность и способствовало этому факту. Хиву называют жемчужиной Хорезмского оазиса и в отличие от Самарканда и Бухары, Хива является превосходно укрепленным городом. Городское ядро, Ичан-кала (шахристан), окружено поясом мощных городских стен, строительство некоторых из них датируется пятым столетием.
Во «внутреннем оборонительном круге» - Ичан-кала - расположены прекрасные мечети, медресе, роскошные дворцы, караван-сараи, пышные мавзолеи, хамамы, в то время «внешний оборонительный круг» (рабад) – Дишан-кала представляет лабиринт узких улочек с приютившимися кирпично-глиняными домиками, но и здесь немало интересных архитектурных памятников.
Особенно впечатляет минарет Кальта-Минар. Заказанный Мухаммад Амин-ханом в 1852 году, он должен был достигать семидесяти метров в высоту и стать самой высокой структурой в исламском мире. Но после смерти Мухаммад Амин-хана строительство было остановлено на 26 метрах. Но притом, что Кальминар не самый высокий минарет в Хиве, благодаря оригинальной ширине (из-за незаконченности минарета) и блистающему великолепию в прямом смысле этого слова он доминирует над горизонтом Хивы. Минарет полностью покрыт майоликой и глазурованной плиткой.
Конечно, сегодняшняя Хива далеко оттого, какой её описывали даже в девятнадцатом веке. Столица Хорезмского ханства, она являлась идеальным укрытием, из-за окружающих пустынь, для работорговцев, бандитов, ворогов, людей имевших репутацию насильников. Много людей из России похищались и продавались в рабство. Русские мужчины считались самыми ценными рабами, за них платили в четыре раза больше, чем за верблюда. А вот среди женщин отдавали предпочтение персиянкам.
В советскую эпоху в 1967 году Хиву определили как «город-музей», но это совершенно не означает, что она «неодушевленна», напротив это яркий энергичный город, за стенами исторического центра находится много зданий, а так же шумный восточный базар.
В архитектуре Хивы, Бухары, Самарканда наблюдается замечательная последовательность. Главные мечети и медресе возглавляемы огромными передними порталами, обильно украшенными мозаикой, черепицей, иногда фресками, и окружные высокими стенами. В углах комплексов обычно расположены минареты. Вокруг открытого внутреннего двора медресе небольшие проемы. Они повторяют форму главного арочного портала, художественным оформлением, в основном ограниченным темно-синим, бирюзовым и зеленым цветами со случайными акцентами желтого и оранжевого цветов. Они ведут в скромные секции-клети, предназначенные для студентов.
В медресе Хивы, которые не используются по назначению, располагаются туристические магазины, в которых продают ковры, керамику, сувениры на советскую тематику и другие традиционные предметы, и даже рестораны. В поразительном по красоте медресе Мухаммад Амин-хана (1851-1854), кроме нескольких офисов, связанных с туристической индустрией, находиться гостиница, студенческие клети превращены в роскошные номера. Огромное удовольствие остановиться в столь прекрасном историческом памятнике.
Мухаммад Амин-ханом задумывая строительство новой духовной школы, считал, что оно по красоте, удобству, величине должно было превзойти все медресе Хивы. Кроме того, в нем располагалась Канцелярия Высшего Мусульманского Двора.