История и современность в Чиангмае сосуществуют рядом. Древние чеди и ваты соседствуют с современными мини-маркетами и бутик-отелями. Это противопоставление более всего очевидно в окруженном рвом старом городе, сохраняющем большую часть укрепленной стены, которая защищала город, также как и пять ворот, обеспечивавших доступ к центральному городу королевства Ланна, основанному в 1296 году легендарным правителем Менграем Великий.
В сегодняшние дни ворота (прату) – шумные, наполненные жизнью места, отмеченные постоянной пульсацией в виде непрерывного транспортного потока.
Но, конечно, так было не всегда и описания прошлых времен рассказывают об узких структурах, которые закрывались на ночь, созданных для торговцев, путешественников, приходивших в Чиангмай пешком или приезжавших верхом на мулах и слонах с окружающих холмов. Расположенный по южной ветви Великого шелкового пути, Чиангмай являлся важным центром ремесел, в их числе изготовлением зонтиков, резьбы по дереву, украшений особенно из серебра.
Прату Тха-Пхае – восточные ворота в старый город. В старые времена всего 750 метров в восточной части города было защищено рвом и стеной и Тха-Пхае являлись единственным входом в город через бамбуковый мост. Бамбуковый мост давно поменяли на дамбу, но сами ворота наиболее близкая реконструкция тех, что были созданы в 1296 году, хотя они и не находились в нынешнем местоположении.
К юго-востоку от старого города (в районе Кампхаенг Дин) находились «внешние ворота», построенные или восстановленным примерно в 1800 году правителем (чао) Кавила (его бронзовая статуя на восточном берегу реки Пинг), рядом с Ват Саен Фанг. Тха-Пхае - «место высадки плота» - указывает на местоположение ворот близко к реке Пинг. Построенные в 1296 году «внутренние ворота» были известны как Прату Чианг Руак, по названию деревни, расположенной за пределами городской стены.
В течение 19 века в какой-то период Прату Чианг Руак в разговорной речи стали известны как Прату Тхапхае Най (внутренние ворота Тха-Пхае), чтобы отличить их от ворот чао Кавила, которые называли Прату Тхапхае Нок (внешние ворота Тха-Пхае).
Ворота Чианг Руак разобрали в конце девятнадцатого века. В конце 1960-х годов муниципалитетом Чиангмая в сотрудничестве с Департаментов изящных искусств было решено их восстановить по фотографии 1899 года и их стали называть Прату Тха-Пхае.
Это единственные ворота (примерно пять метров в ширину) в старом городе, не рассчитанные на транспортный поток, но окруженные постоянным движением. Деревянные двери, защищенные тяжелыми стальными переплетами, обычно оставлены открытыми.
Область Прату Тха-Пхае – место проведения всяческих политических съездов, фестивалей, празднований всех видов, конечно в обязательном порядке главных праздников Таиланда - Сонгкарн, Лои Кратонг. В субботние вечера на постоянной сцене площади перед воротами выступают артисты. Популярное место прогулок местных жителей и туристов, вечерами здесь собираются молодые люди, чтобы поиграть в сепак такро, просто поболтать друг с другом или назначить свиданием любимых девушкам.
Следующие ворота, продолжающиеся располагаться по часовой стрелке вокруг старого города, Прату Чиангмай, были также построены в 1296 году, восстановлены в 1800 году и полностью реконструированы в конце 1960-х годов. Их расширили, чтобы позволить проезжать большим машинам к рынку, возникшему поблизости.
Посещение рынков, вообще, один из лучших способов познакомиться ближе с местной культурой и воскресный рынок Прату Чиангмай на дороге Бамрунгбури, в воротах Чиангмай, в этом отношении потрясающий опыт. Чего только здесь не увидишь - огромное разнообразие этнических продуктов - мангостан, драконов фрукт, рамбутан, овощи, бамбуковые побеги, дикий мёд, цветы. Жареные самки гигантских крылатых красных муравьев, бамбуковые гусеницы, лягушки. Птиц, помещенных в бамбуковые клетки, продают по 100 таиландских батов. Согласно поверью, нужно купить птицу и выпустить её на волю, чтобы путешествие было безопасным. В тихие дни в воздухе можно уловить слабый аромат китайских свечей, зажженных в храме Сан Чао Пу Прату Чианг Май, расположенном с восточной стороны ворот.
Между 6 и 7 часов утра подают милостыню буддийским монахам на улице Вуалай, напротив, где находится Субботний Рынок (его так называют, потому что улица по субботним вечерам закрывается для транспортного движения). Большинство продавцов открывают свои магазинчики к четырем часам дня, когда воздух немного остывает. На рынке можно приобрести уникальные изделия кустарных промыслов северного Таиланда, как серебро, лаковые изделия.
Любопытны ворота в юго-западной части старого города, Прату Суан Прунг. В отличие от ворот, построенных при короле Манграе, они датируют временем царствования Сам Фанг Каена (1401-1441). Сам Фанг Каенг, как сообщают исторические источники, построил их для своей матери, её дворец находился вне городских стен в Суан Рае (рядом с современной больницей Суан Прунг). Мать короля каждый день приходила в город, чтобы проконтролировать строительство Ват Чеди Луанг. Король велел строить новые ворота, чтобы облегчить матери более легкий путь, чем через отдаленные ворота.
Прату Суан Док или Ворота цветочного сада, западный вход/выход Чиангмая. В старину вне ворот были разбиты сады для короля Ку Ну, основавшего в 1371 году Ват Суан Док (или Храм цветочного сада). Когда-то храм представлял укрепленный монастырь (вианг), на территории королевского сада и окруженный рвами. Сам храм, расположенный на улице Сутхеп, примерно на расстоянии один километр от ворот, определенно будет более любопытен для туриста, чем сами ворота.
Это важнейший храм в Чиангмае, построенный для монаха Сумана Тхера. Согласно легенде Маха Сумана Тхера, из королевства Сукхотаи, в видении получил информацию о том, что реликвия находится в Шри-Ланке. Он отправился туда и вернулся с ним в Чиангмай, где его должны были сохранять в Ват Суан Док. Но реликвия разломалась на две части, что посчитали дурным предзнаменованием оставить две части в одном храме. Тогда другую часть поместили на спину белого слона и оправили его искать новое место для реликта. Слон остановился, поднявшись в Дои Сутхеп (гора Сутхеп), остановился, протрубил три раза и умер. На том месте основали Ват Дои Сутхеп Пхратхат для второй части реликвии.
48-метровый чеди, видный издалека, построен в шриланкийском стиле. В составе храма находятся многочисленные королевские гробницы. Они были собраны из разных мест в Чиангмае и перенесены сюда в 1909 году прнцессой Дараратсами.
Замечательные ворота Чанг Пуак в центре северной стены также сначала были построены в 1296 году и были известны как Прату Хуа Вианг (Главные Городские Ворота). Через них правители королевства Ланна следовали к месту своей коронации. Во время царствования короля Саен Муанг Ма (1385-1401) возле ворот установили памятник Белому Слону (Чанг Пуак) и название северных ворот со временем изменили на Прату Чанг Пуак – Ворота Белого Слона.
Чиангмай строился в соответствие с астрологическими принципами и каждые ворота в старый город имели целью, как фактическую защиту, так и духовную. Конечно, это не уникально для Чиангмая и в других городах Юго-Восточной Азии находишь то же самой. Всегда очаровывает то, что камни в Индии, Камбодже, Китае и Японии воспринимаются как живые. Например, когда Мао Цзэдун вознамерился разрушить старые стены Пекина, люди отказались это делать по причине того, что они верили в её волшебные свойства.
В центре города Чиангмая находился столб, символизировавший космическую гору Меру. Стены и рвы, окружавшие город, спроектированный в форме квадрата, олицетворяли горы и моря вселенной.
Каждый вход и бастион стены имеет своего опекуна. У Прату Суан Док – Сурачато – он заботится о жителях города. Сри Пум на северо-востоке – о славе города, Сураккхито в Прату Тха-Пхае – председательствует у основы города. Кхантхаракхито в Воротах Белого Слона, дает надежду на стабильность и справедливую власть в городе. Также и с бастионами, у каждого есть защитник, покровительствующий определенной категории. Чтобы город процветал и благоденствовал между опекунами, центральным столбом и внешней областью должны быть гармоничные отношения.