Река Тигр дала начало древнейшим цивилизациям Месопотамии и Анатолии, обширному региону, известному как Плодородный Полумесяц. В течение многих тысячелетий коричневые воды реки, медленно протекавшей через область, расположенную на территории юго-восточной Турции высекали каньоны в известняковых скалах вдоль широкой долины, формируя уникальную экосистему, рай для мигрирующих птиц. Кроме них, долина является местом обитания редкой полосатой гиены, а Тигр - евфратского трионикса, черепахи с мягким панцирем. Долину усеивают больше 200-сот деревень, в которых проживает около 55 000 курдов-фермеров, придерживающихся традиционного образа жизни.
Находясь на массивном каменном пирсе, который сохранился от некогда великолепного моста через Тигр в Хасанкейфе, обозревая широкую перспективу, от которой захватывает дух, ощущение того, что прикасаешься к бесконечности. Мост был построен в 116-1117 годах при правителе Дауд Руки ад-даула из тюркской династии Артукидов. Одна из двух главных ветвей династии управляла из Хасанкейфа (1098-1232). Главной целью было обезопасить торговый маршрут Великого Шелкового пути из Месопотамии до Анатолии. Благодаря мосту в края пришло процветание, новая стена окружила увеличившуюся городскую область, которая своими величественными зданиями демонстрировала большие претензии и уверенность в себе правителей из Артукидов.
Мост, как полагают специалисты, являлся самым большим в средневековый период. Проход моста был изготовлен из древесины, чтобы в случае нападения его легко можно было убрать. Сохранилось только два пирса и арка. На пирсах имелись рельефы, практически потерянные в наши время, скорее всего изображавшие зодиакальные знаки. А в неповрежденной башне моста на противоположном берегу находятся комнаты, построенного рядом с ней дома, вместе с небольшой деревянной дверью, которая являлась главными воротами, открывавшимися к проходу по мосту (в настоящее время балкон).
Хасанкейф, абсолютно идиллическое место. Кажется, что местные жители только, что и делают, как целыми днями сидят, неторопливо разговаривают и пьют чай. Хотя, скорее всего, таким образом, проявляется выражение общей депрессии, ведь над городком уже несколько лет, как дамоклов меч, висит проблема, связанная со строительством плотины, проектом турецкого правительства.
Древний город, населявшийся непрерывно почти в течение 10 000 лет ассирийцами, урартцами, римлянами, византийцами, тюрками, арабами… более двадцати культур оставили свой след в истории Хасанкейфа. Яркая столица Артукидов и Айюбидов с 12 по 14 века. С 1515 город вошел в Османскую империю и с тех пор оставался частью современной Турции. Места неповторимой экосистемы, рукотворных пещер в окружающих утесах, в которых жили первые обитатели, 300-летних прекрасных памятников, может стать затонувшим сокровищем и соблазнительная идея превратить Хасанкейф в музей под открытым небом, центр культурного и экологического туризма, к чему имеется потрясающий потенциал, может кануть в Лету.
Несмотря на активные протесты местных властей, археологов, архитекторов, защитников окружающей среды, организаций по правам человека и курдов в частности из более двадцати стран, строительство гидроэлектрической дамбы в деревне Ылысу продолжается, и древний город может оказаться под водой уже в следующем году.
Резервуар, сформированный дамбой, затопит пещеры и большинство структур, в общей сложности не меньше 312 квадратных километров площади. И правильно будет сказать, что культурное наследие высочайшего уровня, поскольку то, что принадлежит Хасанкейфу на самом деле всемирное наследие, будет потеряно навсегда. 95 курдских деревень и ферм исчезнут полностью, 104 будут частично затоплены. Строительство дамбы является частью грандиозного Анатолийского проекта, включающего создание 22 плотин на реках Евфрат и Тигр, 19 гидроэлектростанций, для генерации электричества и орошения сухих земель, что позволило бы поднять сельское хозяйство, развить плодородные пастбища, вообще-м, превратить Турцию так сказать в Сад Эдем.
Для того чтобы сохранить часть древнего города, правительством было предложено переместить некоторые памятники (12 из 300) в построенный на некотором расстоянии Археологический парк. Но многие специалисты утверждают, что сделать это технически очень сложно, демонтировать и повторно собрать, поскольку многие структуры состоят из каменной кладки, тесаный камень, представляющий однородные каменные блоки, тщательным образом совмещенные.
Жителей Хасанкейфа намерено переселить в строящийся рядом новый город.
Ассирийцы назвали город Каструм Кефа (Замок из камня), арабы переименовали его в Хисн Кафифа (каменная крепость). В легенде из книги «Чудеса курдского народа», написанной курдским принцем из Битлиса, рассказывается об одном человеке по имени Хасан, приговоренном к смертной казни. Ему, как положено, позволили исполнить последнее желание. Он попросил проехаться веерком на любимой лошади к крепости, возвышающейся над водами реки Тигр. Доскакав до крепости, он спрыгнул с лошадью со стены крепости в воду. Лошадь погибла, а вот Хасан, к удивлению всех, кто оказался свидетелем сцены, смог избежать смерти и убежал. Кто-то из зрителей воскликнул: «Хасан кейф?» (Хасан, Каким образом?) С того времени название было присвоено крепости и городу, сохранившее через века.
На высоте 100 метров над рекой, на вершине крутой скалы, находится кале (цитадель), использовавшаяся в качестве жилища с глубокой древности.
В северо-восточной части кале - руины Малого Дворца Айюбидов, живописно возвышающиеся на краю скалы, откуда открываются потрясающие виды на долину. Над одним из окон – рельефы, изображающие двух львов, и пластинки с надписью куфическим шрифтом. Дальше, руины Большой мечети (Улу Джамий), построенной при Айюбидах в 1325 году, находящиеся над остатками церкви. Руины Большого Дворца, возведенного Артукидами, объединенного с башней прямоугольной формы, возможно, сторожевой вышкой.
Каменный замок Хасанкейф, архитектурное и культурное чудо, расположенный на берегу Тигра в двухстах метрах от русла реки, построили византийцы в 362 году нашей эры как центр ассирийского архиепископства. Крепкая структура считается одним из лучше всего защищенных оборонительных сооружений, построенных византийцами на востоке. Когда-то он обеспечивал пусть небольшой, но устойчивый поток туристов в город, но после камнепада в июле 2010 году, стал недоступен. Некоторые местные жители склоняются к тому, что «камнепад» могли вызвать искусственно, чтобы закрыть город для туристов, как часть определенных политических стратегий, связанных со строительством дамбы.
Земли Хасанкейфа с юга и юго-востока окружены пещерами, более чем 4000 пещер, некоторые из них многоэтажные. Начиная с окутанных темнотой истории времен, они использовались как жильё, сохраняя оригинальную строительную форму и функциональные характеристики в каждом историческом периоду. Кроме жилья, были церкви, мечети, кладбища, высеченные в скалах. До 1970-х годов многие семьи проживали в древних жилищах, и до недавнего времени более тридцати жерновов по-прежнему использовались для молотьбы пшеницы.
Мавзолей Зейнел-Бей (сына Узун-Гасана, правителя государства Ак-Коюнлу, 1453-1478 и правитель Хасанкейфа), легко отличимый среди окружающего ландшафта, инкрустирован красивой мозаикой синего и бирюзового цвета, выложенной в геометрические узоры, и украшен каллиграфией. Кирпичная гробница цилиндрической формы с полусферическим куполом находится на северном берегу реки Тигр. Во время своего недолгого правления Узын-Гасаном именно Хасанкейф был выбран в качестве последнего места пристанища для его старшего сына. Зейнел-Бей погиб в бою в 1473 году