Второй по величине город на острове Крит город Ханья, административный, экономический, коммерческий, культурный центр дома Ханья, расположен на северо-западном побережье острова, примерно в 135 километрах от Ираклиона и 55 километров от города Ретимнон. Один из красивейших городов Греции, отражающий влияния многих цивилизаций, но в частности венецианское и османское прошлое.
Ханья несмотря на быстро развивающийся туристический бизнес, удается сохранять исторический характер местности. Город живет богатой культурной жизнью, в течение всего года организуются множество интересных мероприятий – фестивали, театральные и музыкальные представления, художественные выставки и так далее.
В городе можно увидеть много превосходных памятников, замечательных парков и прекрасных площадей. Ханья характеризует тщательно разработанный городской план. Старый город в значительной степени проникнут атмосферой венецианского и турецкого периодов. Венецианский, турецкий и еврейский кварталы красуются лабиринтами узких очаровательных улочек с превосходно сохраненными зданиями.
В центре города находится общественный рынок, разместившийся во внушительного вида здании, построенного в начале двадцатого века, в форме креста с 76 магазинами сгруппированными «тематически». Южный фасад здания рынка выстроен из известняка в местных архитектурных традициях, развитых в венецианский период. Официально рынок был открыт 4 декабря 1913 года Элефтериосом Венизелосом, как часть празднований, посвященных объединению Крита с Грецией. Рядом с рынком - Общественные Сады – идеальное место, предлагающее прохладу и покой особенно в жаркие дни.
К северо-востоку от Садов находится красивейший пригород Халепа, один из самых отличительный и исторических районов города Ханья. Когда-то Халепа считался элитным местом, где проживали люди благородных сословий, дипломаты, послы.
Халепа имеет долгую и богатую историю развития, начинающуюся в османский период. Тогда из-за чрезмерного роста населения в Ханья, многие семьи Ханья решили переехать в другую область, где было много простора. Они купили земельные наделы у османского правительства, на которых построили красивые особняки, в то время как рабочий люд занял область Табакария. Халепа часто ассоциируется с престижным и богатым районом, но это неправильно. Да, многие известные личности, политические деятели, литераторы, художники, родились и прожили в Халепа. Например, премьер министр Греции (1910-1933) Элефтериос Венизелос, премьер-министр Греции в 1990-1993-х годах Константинос Мицотакис.
Но фактически Халепа делилась на две части. Одна характеризовалась роскошными, внушительными особняками представителей великосветских сословий, в то время как в другой части проживали люди небогатые, часто с трудом сводившие концы с концами. Они имели небольшие участки земли и занимались фермерством. Всегда соседи помогали друг другу в трудных ситуациях и отмечали вместе все праздники. Как говорят, это чувство коллективности, заботы друг о друге теряется в современное время и на Крите тоже из-за строительства больших многоквартирных домов.
Главной специальностью Халепа считалась кожеперерабатывающая промышленность и многочисленные кожаные магазины так сказать давали основной акцент области.
В сегодняшние дни Халепа больше имеет современный вид. Многие особняки были оставлены в течение 1980-х годов, некоторые новые здания заменили небольшие строения, но Хапела, тем не менее, остается самым живописным районом Ханья, местом, где старые и современные традиции гармонично смешиваясь, создают уникальную и очаровательную атмосферу.
Местное сообщество всегда организовывает различные фестивали, празднования, общественные банкеты, чтобы сблизить соседей, дать шанс узнать друг друга лучше, хотя, конечно, делать это из-за стремительного ритма жизни становится всё сложнее. Главными ориентирами Халепа среди многих консульских зданий и особняков считаются дом-музей Элефтериоса Венизелоса и дом первого губернатора Крита.
Собор трех мучеников, расположенный на площади Афинагора, трёхпролётная базилика с высоким центральным нефом, построенный на фундаменте старой церкви с двумя приделами, которая в османский период была превращена в мыловаренный завод. Во время турецко-греческой войны церковь была серьезно разрушена и восстановлена позже при финансовой поддержке со стороны российского царя Николая II. Архитектура церкви демонстрирует венецианское влияние, что отражается в порталах, фронтонах. На северо-западной стороне собора – трехэтажная колокольня. При возможности стоит посетить и другие церкви города. Церковь в часть в честь святых Кузьмы и Демьяна, 16 века, единственный православный храм, действовавший в пределах городских стен в османское время.
Агиос Николаос, основанная в 1320 году как церковь святого Николая, на площади 1821 года. Первоначально она принадлежала доминиканскому монастырю святого Николая. Во время османского правления султан Ибрагим перестроил церковь в мечеть и назвал её своим именем. Но даже после преобразования мечети в православный храм в структуре сохранили минарет, что, безусловно, придает зданию очень любопытный вид. С одной стороны минарет, с левой стороны колокольня, а фасад в классическом нео-византийском стиле. Не менее интересен и интерьер, сочетающий архитектурные детали тосканского стиля, ионические колонны, готический хор.
Сан-Рокко, маленькая венецианская церковь в стиле эпохи Возрождения, в честь святого Роха, также на площади 1821 года.
Площадь 1821 года являлась при османах главным общественным местом для турков, в то время как христиане встречались на площади Синтривани (площадь Фонтана). Во время раскопок была обнаружена турецкая ванна и венецианская цистерна, разрушенная во время землетрясения в 1595 году, такого объема, что могла обеспечивать водой жителей города в течение шести месяцев.
Церковь Сан-Рокко устояла во время землетрясения, но на сегодняшний день её требуется полномасштабная реставрация.